Top.Mail.Ru

Благословение и проклятие

15.08.2012

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятье...
(Дварим 11:26)

Слова Торы о том, что Всевышний является источником и благословения, и проклятия, можно понять таким образом, что Творец указывает нам на необходимость принимать все проклятия и страдания как нечто, исходящее от Него. На более глубоком уровне Тора предлагает нам неоднозначное понимание природы страданий: она говорит о том, что и благословения, и проклятия приходят от Б-га и поэтому несут в себе добро, но благословения есть открытое добро, а проклятия — возможность превратить зло в благословение.

После ухода из нашего мира преемника Баал Шем Това, Ребе Дов-Бера (Магида из Межерича), для евреев наступили страшные времена. Польские власти, до того не обращавшие на евреев никакого внимания, вдруг начали выпускать множество новых антисемитских законов. Хуже того — в стране началась эпидемия, и произошло несколько природных катастроф, от которых также сильно пострадали евреи.

В один из дней любимый ученик Магида увидел сон, в котором к нему пришел его великий учитель. Ученик попросил Магида объяснить происходящее с евреями. Говорят, что умершие праведники наделены способностью влиять на природные явления, и их сила после смерти превосходит ту, что была у них при жизни. Ученик спросил Ребе, почему все невзгоды, которые он предотвращал своей молитвой при жизни, ударили с новой силой после его смерти?

Рабби Дов Бер сказал: «Когда я жил в этом мире, то видел зло сразу, и молился Творцу о нашем спасении, а также благодарил Его за то, что Он услышал мои молитвы. Теперь же я пребываю в мире истины и понимаю смысл Б-жественного. Я вижу, что все, даже самое ужасное, происходит в этом мире по воле Творца, ибо является частью Его плана по сотворению добра... Но вы, те, кто живет в этом мире и видит это зло и его влияние на человека, должны молиться Создателю, чтобы Он избавил вас от зла».

В этой хасидской истории присутствует двойной смысл. Изначально Всевышний добр и желает всем своим творениям только добра. Мы могли бы оценить это отношение, если бы находились на должном духовном уровне. Как бы то ни было, с нашей точки зрения зло остается злом, и страдания причиняют нам боль. А наша задача — поддерживать тех, кому нужна помощь, утешать отчаявшихся и молиться Творцу о том, чтобы Он помог нам жить в этом мире с наименьшими страданиями.

Если бы мы могли принять это явное раздвоение, не теряя надежды, и делать все для того, чтобы настали времена, когда даже очевидное будет нам приятно, тогда мы удостоимся увидеть, что все происходящее с нами — подарок Небес.

(На основе уроков Любавичского Ребе, Ликутей Сихот, том 14, стр. 248)

Элиша Гринбаум

{* *}