Без хлеба

25.03.2013

Хлеб — это жизнь. Конечно, человек может обойтись и без хлеба, полностью исключить его из рациона, однако именно хлеб считается основой пищи и используется в качестве метафоры для обозначения всего, что насыщает наше существование.


Как бы то ни было, каждый год на восемь дней и ночей еврейский дом становится территорией, на которой хлеб находится под запретом. На протяжении всего праздника Песах мы не съедаем ни крошки хлеба и полностью очищаем от него свои жилища. Во время Песаха хлеб считается более трефной пищей, чем, например, свинина.

Конечно, мы отказывается не от хлеба как такового, а, скорее, от всего, что объединяется понятием «хамец», то есть от квасного. В Песах мы едим пасхальную версию хлеба — мацу. Маца — это самый настоящий хлеб, сделанный из смеси муки и воды и выпеченный в печи. От хлеба в привычном нам понимании маца отличается тем, что при ее выпекании мы не ждем, когда смесь воды и муки забродит и поднимется. В итоге получается плоский хрустящий хлеб, который затем отправляется на пасхальный стол. Маца — это хлеб, не имеющий ни «тела», ни пористой структуры, ни аромата. Одним словом, это хлеб, не имеющий общепринятых характеристик «хлеба».

Хасидское учение говорит о том, что квасной хлеб олицетворяет эгоизм и стремление человека к величию, а маца символизирует скромность. Следовательно, мацу мы называем «хлебом веры» и «хлебом исцеления». Человек, поглощенный собой и собственной гордыней, не оставляет в своей жизни места для высшей истины. Гордыня заполняет его существование и становится основой всех духовных или физических болезней. С другой стороны, скромная душа открыта вере, а смиренность восстанавливает духовное здоровье человека, нейтрализуя болезненное влияние материальной составляющей жизни.

И все же нет ничего более губительного для жизни, полной смысла и пользы, чем чувство собственной важности и самолюбование. В Талмуде приводится история о том, как еврейские мудрецы, определив самомнение как источник всех грехов, решили уничтожить склонность человека к эгоизму в самом его сердце, но в определенный момент осознали, что если доведут это начинание до конца, наш мир фактически закончит свое существование.

Именно поэтому природа нашего отношения к хлебу (именно к квасному!) столь парадоксальна. С одной стороны, в течение восьми дней мы отказываемся от хлеба, избегаем его и даже уничтожаем. С другой стороны, в течение всего года мы с удовольствием едим хлеб и радуемся его присутствию в нашей жизни.

Когда основой нашей жизни являются эгоизм и личный интерес, все, построенное на этом фундаменте, становится неполноценным, разрушительным и нежизнеспособным. Жизнь должна быть обусловлена признанием того, что мы существуем для служения чему-то более великому, чем мы сами. Мы должны сформировать систему взглядов, включающую в себя признание собственной значимости, уверенность в своих силах и убеждение в нашей способности изменить этот мир, а также радость и удовольствие, приходящие в жизнь, полную поставленных целей и достижением их. Основа этой системы может быть плоской, как маца, но ее структура крепка и прекрасна, как ломоть свежего квасного хлеба.

Песах знаменует рождение евреев как народа, саму суть нашего существования. По этой причине Песах — это праздник мацы, время, когда мы прославляем нашу смиренную веру в Творца и наше стремление служить Ему. Эти дни становятся основой всего года, когда хлеб жизни приобретает свою форму и структуру, вкус и аромат.

Янки Таубер


Шейндл Кроль