Top.Mail.Ru

Воды раздора

14.06.2013

Одна из самых загадочных историй, рассказанных Торой, повествует о водах раздора, когда Всевышний постановил, что Моше закончит свои дни в пустыне и не войдет в землю Израиля.


Сотня поколений евреев, изучающих Тору, начиная с самого Моше и заканчивая хасидскими мудрецами, бьются над этой таинственной главой. В то время как вы читаете эту статью, кто-то наверняка пишет свои измышления на тему этой истории, силясь найти объяснение случившемуся или, по крайней мере, извлечь из нее урок.

Вспомним факты, упомянутые Торой (Бемидбар 20:1-13). После странствий по пустыне, продолжавшихся 40 лет, народ Израиля пришел в Кадеш, что в пустыне Цин, на границе с землей Израиля. Воды не хватало, люди изнывавшие от жажды, по своему обыкновению начали высказывать Моше и Аарону недовольство. Зрелище было не из приятных. «Лучше было нам умереть, — кричали евреи, — как умерли братья наши перед Б-гом! Зачем привели вы собрание Б-га в эту пустыню? Чтобы умереть тут нам и скоту нашему? Зачем вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место?..»

Моше обратился к Б-гу, который повелел ему: «Возьми посох и созови все общество, ты и Аарон, брат твой. И скажите скале у них на глазах, чтобы дала она воду». Когда евреи собрались у скалы, к ним обратился Моше, говоря: «Слушайте же, строптивые! Не из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?» И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим два раза, и обильно потекла вода, и пило общество и скот его. И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтобы ознаменовать святость Мою на глазах у сынов Израиля, не введете вы собрание это в страну, которую Я дал им!»

В чем заключалась ошибка Моше? Какой его проступок повлек за собой столь тяжкое наказание?

В поисках ответа комментаторы тщательно изучили текст Торы. Раши указывает на то, что Всевышний повелел Моше говорить со скалой, а Моше ударил по ней. Таким образом, он не смог «ознаменовать святость Б-га на глазах у сынов Израиля» (если бы вода потекла из скалы после слов Моше, это было бы еще более великим чудом).

Рамбам (Маймонид) приводит свое объяснение: «Моше ошибся в том, что проявил гнев и говорил с евреями очень жестко («слушайте же, строптивые»).

Хасидский мудрец Леви Ицхок из Бердичева (1740-1810) приводит интересную гипотезу: по его мнению, комментарии Раши и Маймонида подобны двум сторонам одной медали. Праведник является не только лидером своего народа, но и управляет всем, что его окружает. Две эти роли взаимосвязаны, причем вторая берет начало в первой. Если лидер поддерживает добрые и гармоничные отношения с народом, то и окружающий его материальный мир охотно раскрывает свои ресурсы для достижения определенных целей. Но если его влияние на народ достигается за счет конфликтов и применения силы, то такой лидер и с природой будет вести себя соответствующим образом, на каждом шагу ведя с ней борьбу и силой навязывая ей свою волю.

Рамбан (Нахманид) затруднялся с объяснением этой истории. Если Моше не должен был ударять по скале, говорит он, то для чего Всевышний повелел ему взять посох? Тора несколько раз указывает на это действие: «И взял Моше посох, бывший пред Б-гом, как Он и повелел ему». В свете похожего повеления Б-га, когда Моше извлек воду из скалы, ударив по ней (см. Шмот 17:6), он совершенно обоснованно предположил, что и в этот раз посох нужно использовать так же. (Только если Всевышний не подвел его к этому решению. Но об этом позже.) Что касается комментариев Маймонида, то в Торе есть и другие фрагменты, явно указывающие на то, что Моше злился и по менее значимым причинам. Если он не был наказан тогда, то почему получил такое суровое наказание сейчас?

Нахманид предлагает следующее объяснение: Моше допустил ошибку, сказав народу — «не из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?» — то есть, допустил возможность предположения, что извлечение воды из скалы — чудо, совершенное самим Моше, а не Б-гом. В тот момент, когда лидер присваивает себе чужие заслуги, он олицетворяет что угодно, но не коллективное самовосприятие народа и его взаимоотношений с Б-гом — это означает, что он не справился со своей миссией. (Нахманид находит подтверждение своих слов в обращении Б-га к Моше: «...За то, что вы не поверили Мне...» — то есть, это была ошибка, касающаяся веры, а не ослушания или гнева.)

В этих, равно как и во многих других, комментариях есть нечто общее: намек на то, что, какой бы глобальной проблема ни казалась, она таковой в самом деле не являлась. Всевышний, можно сказать, «поймал» Моше на технической ошибке. Обсуждая это с Б-гом, Моше понимает это, и в сердцах говорит: «Ты меня подставил!»

Текст Торы подтверждает это. За 40 лет до описываемых событий случилась история с разведчиками, когда поколение, совершившее Исход из Египта и получившее Тору у горы Синай, оказалось не готовым перейти к следующему пункту Б-жественного плана — войти в землю Израиля и завладеть ею. В тот момент Всевышний постановил, что все поколение (мужчины старше 20 лет) закончит свои дни в пустыне. Это повеление не коснулось лишь двоих: Калева, сына Йефуне, и Йегошуа, сына Нуна (Бемидбар 14:30).

Моше, который всей душой стремился войти в Святую Землю, не был повинен в грехе, совершенном разведчиками, поэтому в его случае была необходима иная причина. Поскольку «в случае с праведниками Б-г взыскивает за любую мелочь», это было не так уж и сложно. Уже за 40 лет до этого Творец постановил, что все поколение (включая Моше и Аарона) не войдет в Святую Землю. «Это заговор, который Ты устроил против меня», — цитирует Мидраш слова Моше.

И в самом деле, почему это произошло? Если Моше не был виновен в грехе своего поколения, почему Всевышний постановил, что он разделит его судьбу? Мидраш предлагает следующую интереснейшую аллегорию. Царь поручил пастуху кормить и пасти стадо, за которым он не смог уследить, и оно пропало. Когда пастух хотел войти в царский дворец, он получил отказ: «Придешь, когда к тебе вернется доверенное тебе стадо».

Моше вывел из Египта 600 тысяч человек, которые должны были войти в землю Израиля. Но этому поколению было суждено окончить дни свои в пустыне. «Ты лидер этого поколения, — сказал Всевышний Моше, — и должен разделить его судьбу». Эта идея выражена в словах Творца, сказанных Им сразу после того, как Моше ударил посохом по скале: «...И поэтому не введете вы собрание это в страну, которую Я дал им». В Мидраше приводится следующее заключение: вы не введете это собрание, а другое — введете. Слова «это собрание» относятся к поколению, с которым Моше спорил у скалы, а не к поколению Моше. Его поколение закончило свои дни в пустыне.

Когда они войдут в землю Израиля, сказал Всевышний Моше, а они, несомненно, сделают это, и когда Избавление придет ко всем поколениям в истории народа — их поведешь ты.

Янки Таубер


Tэги: МОШЕ
{* *}