Top.Mail.Ru

Ключи от дворца

03.06.2014

Каково истинное значение событий на горе Синай? Этот вопрос задается снова и снова. Наши праотцы учили законы Торы, передавали их из поколения в поколение и соблюдали все заповеди задолго до того, как сама Тора была дарована народу Израиля в праздник Шавуот. Тем не менее дарование Торы на горе Синай считается, пожалуй, наиболее значимым событием в истории нашего народа — истории, представляющей собой сплошь череду эпохальных и судьбоносных событий.


Ключевое слово здесь — «дарование». До исторической даты шестого сивана мы имели представление о мудрости Торы, но нам она не принадлежала. Тору можно сравнить с великолепным дворцом: до Синайского откровения нам был предоставлен доступ в любую из его комнат, мы могли наслаждаться его прекрасной архитектурой и убранством. У горы Синай мы получили «документ на право собственности» и ключи от этого дворца.

Талмуд приводит прекраснейший эпизод, красноречиво иллюстрирующий эту идею. Рав Элиэзер выражает свое несогласие с равом Йегошуа и другими мудрецами того поколения относительно ритуальной нечистоты некой печи. Раввин Элиэзер горячо отстаивал свою позицию, но все его усилия были тщетными — раввины не принимали его точку зрения. В определенный момент раздался голос с Неба, сказавший: «Почему вы спорите с равом Элиэзером? Ведь Галаха в любом вопросе совпадает с его словом!» Тогда рав Йегошуа встал и сказал: «Тора не на Небесах!» Тора была дарована нам у горы Синай, и в ней прямо сказано, что «большинство берет верх». А поскольку большинство мудрецов поколения приняло точку зрения рава Йегошуа, в этом случае мнение высших миров — и самого Всесильного! — не имеет силы. Удивителен тот факт, что Галаха была установлена в соответствии с мнением большинства, и рав Элиэзер стал изгоем из-за несогласия с решением этого большинства!

Этот рассказ, однако, не объясняет нам в полной мере значение праздника Шавуот. Сводится ли его смысл лишь к банальному хвастовству? Так ли уж важно, кому принадлежит «право собственности» на Тору?

Царь Шломо сравнивает события на горе Синай со свадьбой: в этот день Всевышний избрал евреев из всех народов и сочетался с нами браком. «Жених», который всегда безумно любил и будет любить Свою невесту, не мог найти лучшего выкупа за нее, чем Тора, Его самое ценное имущество, Его драгоценный венец, Его радость и счастье. Более того, Он не просто передал в наше распоряжение самое ценное Свое сокровище, но отдал нам его полностью и безоговорочно. Вот почему Шавуот такой особенный праздник для еврейского народа. «Счастлив народ, получивший подобный дар!»

Творец, движимый любовью к еврейскому народу, даровал нам самое ценное из того, что у Него было. Чем мы можем его отблагодарить?
.. Впереди у нас два дня Шавуота, которые мы можем посвятить поиску ответа на этот вопрос…

Нафтали Зильберберг



{* *}