Top.Mail.Ru

Евреи и обувь

07.01.2015

Вам нравится носить обувь? Обувь защищает при ходьбе наши ноги и, казалось бы, меньше всего должна занимать наши мысли. Однако у большинства из нас, в особенности у женщин, есть несколько пар на разные сезоны и случаи жизни. Готовясь к какому-то событию, мы продумываем свой внешний вид и в том числе посредством выбранного наряда и пары обуви выражаем к этому событию свое отношение. 


Примечательно, что в соответствии с еврейской традицией мы должны позаботиться о том, чтобы наши стопы не соприкасались напрямую с землей. Даже если еврейский закон требует от человека отказаться от ношения обуви — например, не дай Б-г, в период скорби об умершем, — он обязан найти ей некую замену (носки, тапочки или что-то другое). Лучше всего о значении ношения обуви сказано в Талмуде (трактат Шаббат 129а): «Еврей обязан продать даже черепицу с крыши своего дома (если это необходимо), но купить себе пару хорошей обуви». В комментариях отмечается, что прилюдное хождение босиком унизительно для человека.

Это правило, однако, не распространялось на те случаи, когда речь шла о посещении Святого Храма в Иерусалиме. Каждый, кто входил в Храм, был обязан разуться. Место такой степени святости требовало от всех посетителей демонстрировать благоговение и трепет посредством снимания обуви. Получается, что в священном месте ношение обуви
оскорбительно, а в любом другом — нет?

Ответ на этот вопрос мы сможем найти, если обратим внимание на одну интересную деталь в беседе Моше Рабейну с Всевышним, состоявшейся во время их знаменитой встречи у горящего куста на горе Синай. Перед самым началом беседы Создатель повелел Моше: «Сними обувь с ног, ведь место, на котором ты стоишь, — [это] святая земля!» (Шмот 3:5). Схожая ситуация описана и в книге пророка Йегошуа (5:15). К Йегошуа является ангел и говорит ему о необходимости снять обувь, поскольку земля, на которой тот стоит, свята.

Очевидно, что, когда земля считается святой, стоять на ней в обуви — это проявление неуважения. Тем не менее при иных обстоятельствах знаком неуважения считается, напротив, хождение босиком. То есть ключевой момент здесь — «качество» земли, по которой мы ступаем. Обувь отделяет человека от земли. В духовном смысле это отделение служит нам напоминанием о том, что мы должны дистанцироваться, отграничить себя от «приземленности».

Наша голова, вместилище разума и нервный центр, находится высоко над землей. В отличие от большинства животных, у людей взгляд не направлен вниз, в сторону земли, а устремлен вперед. С другой стороны, наши нижние конечности естественным образом соприкасаются с землей, что делает нас подверженными влиянию «приземленных», низменных мыслей и идей. Таким образом, обувь (или любая другая «прослойка» между ступнями и землей), которая надевается на самую нижнюю, низменную часть тела человека, служит постоянным напоминанием об угрозе, таящейся «внизу», — о бездуховности.

В святом же месте необходимости защищать тело человека от соприкосновения с землей нет. Наоборот, тот, кто оказывается в таком месте, должен снять обувь, устранив все барьеры между собой и святыней.

Ношение обуви также сыграло важную роль при исходе евреев из Египта. Евреям велели быть готовыми покинуть свои дома, а ноги их должны были быть обуты (Шмот 12:11). Точно так же в мессианском пророчестве говорится о том, что Всесильный сделает так, что «люди смогут переходить [через реку Эфрат] в сандалиях» (Йешаягу 11:15).

В обоих случаях Исхода — как из Египта, так и из состояния изгнания, в котором мы пребываем сегодня, — особенно подчеркивается идея «отделения». Целью исхода из Египта и дарованной нам свободы являлось прибытие евреев к подножью горы Синай, получение десяти заповедей и Торы (Шмот 3:12). Всесильный повелел Моше Рабейну снять обувь, потому что гора Синай была священным местом. Она была главным пунктом назначения, целью исхода еврейского народа из Египта. Всевышний будто говорил: «Не снимай обуви до тех пор, пока все вы не вернетесь сюда. Сторонитесь бездуховности и мирской суеты, пока разум ваш сосредоточен на одной цели — изучении Торы».

Сегодня, когда мир приближается к моменту окончательного избавления, предвестником которого станет явление Мошиаха, лучший способ подготовиться к нему, — постоянно напоминать себе о необходимости дистанцироваться от приземленного и бездуховного и сосредоточиться на Торе и ее заповедях.

Да приблизится тот момент, когда еврейский народ сможет «сбросить с себя обувь» и остаться босиком, чтобы познать высшую святость. Да случится это как можно скорее, уже в наши дни.

Йоси Лев

{* *}