Top.Mail.Ru

А насколько все это современно?

28.12.2001

?
№ 60
В том, что ты говоришь о еврействе в последнее время, много такого, чего я бы никак не ожидал услышать от знатока веры и обычаев — скорее от специалиста по компьютерам. Все у нас получается какое-то "сверхмощное" и продвинутое! Так что же — выходит, и Тора это продвинутая книга пятого поколения, как пентиум — в каком-то смысле?

Кстати
Не называйте, пожалуйста, еврейскую Библию, Тору, Ветхим Заветом. Она не ветхая, а вечная! Дело в том, что придуманное христианами название (ветхий, или старый, мол, этот завет…) — предполагает также и наличие Нового Завета, и для евреев звучит двусмысленно. Христиане предполагают, что завет между Всевышним и евреями был у них отнят и перенесен из старого Израиля в "новый Иерусалим", то есть в их церковь. Еврейская Библия, как утверждают христиане, была вытеснена новой и более современной версией (Новым Заветом) из-за которого большая часть "прежнего завета" стала устаревшей, то есть ветхой. Маленькое замечание. Для евреев Тора всегда была и остается и "ветхим", и "новым", и единственным заветом, подходящим для каждого поколения. И попытке сделать ей "upgrade", повысить ее качество или заменить детали, платы или микросхемы — говоря компьютерным языком — евреи рассматривают как никчемные, вредные и совершенно бессмысленные: как можно "апгрэйдить" то, что дал из первых рук Творец этого мира? Наше ли это дело?

— Понятие Тора (то же самое, что Библия) для всех людей имеет огромное значение — хотя иногда они называют те же вещи, что там написаны, по-разному.… В самом примитивном смысле (и в самом легко узнаваемом) — Тора имеет простые границы в тексте книги: это Пятикнижие Моисеево. По утверждению ортодоксальных евреев — этот текст является непосредственным откровением Б-га на горе Синай, где каждая буква и значима и Б-жественна.

В этой главе, говоря о Библии, я имею в виду именно Пятикнижие Моисея. В Арон Кодеш (ковчеге для Торы) каждой синагоги находится Тора — копия пяти священных книг, скрупулезно переписанная от руки (и не на бумаге, которой тогда еще не было в ходу, а на пергаменте, сделанном исключительно из кожи кошерных животных). И точно так же она называется еще с греческих времен — когда греческий язык считался международным, как сейчас английский — Пентатека (слово "Пентатека" происходит от корня "пента", т.е. пять). Это скорее знак качества — как тот пятиугольник из советского прошлого, но знак настоящего, не советского качества, вечного качества! Или — если хочешь — пять звездочек на коньяке или гостинице. В компьютерном языке каждый знает, что пентиум — это мощный процессор. Но, каким бы мощным ни был пентиум, как бы ни был хорош коньяк или отель, евреи больше доверяют Пентатеке — Торе, как источнику Б-жественной мудрости.

Также словом Тора называются более поздние книги пророков ("Невиим"), добавленные к пяти книгам Моисея. Вместе они образуют еврейскую Библию. В этом более широком смысле Библия состоит из двадцати четырех книг, о которых пойдет речь в следующей главе.

Теперь, чтобы окончательно нас с тобой запутать, давай скажем, что у слова "Тора" есть еще одно значение, основанное на буквенном, точном переводе. Тора — это учение, доктрина, указание, инструкция, закон. Любое обсуждение Библии, любой анализ, помогающий нам лучше понять тот или иной ее аспект — это комментарий, учение. Он тоже вправе называться Торой. Таким образом, мы сделаем открытие, когда объявим читателям, что статья, изучаемая ими в данный момент, тоже Тора, ибо она помогает понять основы иудаизма, слова Всевышнего. То есть, читая нашу статью, ты не только пользу получаешь для себя, не только ума набираешься и информации, но еще и выполняешь большую мицву — изучение священных книг.

?
№ 61
- Хорошенькое дело! Что, если я или кто-либо другой прочтёт раздел вашего сайта "Иудаизм это не сложно", то мы сможем выдавать "на гора" различные мысли, которые будут называться Тора?

— Поскольку Тора важнейшее понятие — оно стоит того, чтобы разобраться в его значении. Студентов, изучающих иврит, удивляет, что слово "Тора" происходит от корня "йара", то есть стрелять (в цель, например). А для того, чтобы попасть, нужно направить стрелу (ствол пистолета), прицелиться. Поэтому корневое значение слова Тора — правильное направление. Тора хочет указать тебе определенное направление. Самая подходящая "пара" для сравнения "корнями" — это корень слова "хет" — грех, который переводится еще и как "пропускать". Вот — кстати — тебе еще одно слово, которое часто произносят и не очень задумываются, правильно ли понимают то, что говорят: ведь грех это не то, что так любят повторять, это не неисправимая ошибка, за которую надо чувствовать вину или ответственность до самых строгих степеней, это — глупость: согрешить значит — маху дать, сделать не по-умному и против логики вещей. Грешить, нарушать правила Торы и ее Автора, проще говоря — это значит бить мимо цели, быть праведным — попадать "в яблочко". Будьте меткими стрелками!

- Ты знаешь, это, конечно, хорошо, что ты так дружественно настроен сегодня. Но у тебя какое-то… "Дай пять" получается? Как у старых друзей при встрече? Что же, выходит, Тора что-то вроде "крепкого личного рукопожатия" с Вс-вышним?

— Не без этого.… Метафорически, Пентатека (с ее пятью книгами) — это рука Всевышнего, приветствующая человека. "Дай пять" — это сленговое выражение для приветствия. Пять книг Всевышнего — это пять пальцев Творца — наш способ прикоснуться к небольшой части Его сущности. Русские названия пяти книг — как и их названия на всех европейских языках, начиная с греческого — отличаются от оригинальных, ивритских, поскольку переводчики сочли нужным дать каждому разделу заголовок, которого не было на самом деле.… Оригинал дает нам названия книг по первым словам, с которых они начинаются — так было у Вс-вышнего, и явно не случайно, что отдельно изучают мудрецы Торы.… Отсюда и расхождения, на которые не обязательно обращать особое внимание — просто чтобы они тебя не сильно смущали и ты не думал, что например, книга "ИМЕНА" (по-еврейски "ШМОТ" или "ШЕМОТ") и книга "ИСХОД" (русское название того же текста) — разные книги. Это не так.

Итак, их полный перечень, "атлас" Торы, или Пятикнижия — таков: Берейшит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие, или, по-гречески "Дейтерономия"). Они содержательны в плане описанных в них событий.

  • Бытие — от слова берейшит ("в начале"). Книга ведет рассказ от создания (начала) мира к праотцам еврейского народа и началу истории "детей" Израиля.

  • Исход — выход: во второй книге, в основном, описывается выход евреев из Египта (дома рабства), где они работали на строительстве египетских пирамид.

  • Левит — по имени колена Левитов, которые служили в Храме: третья книга дает подробное описание храмовой службы и жертвоприношений.
  • Числа — дает описание скитаний евреев по пустыне и их приближение к земле обетованной.

  • Второзаконие — также можно перевести как "слова" или "вещи". Последняя книга — это последняя речь Моше-рабейну, Моисея Законодателя, обращенная ко всем свидетелям дарования Торы, его напутствие перед смертью, "заключительное слово", в котором говорится обо всех событиях прошлого, настоящего и будущего, а также о завете и о связи с Б-гом, которые гарантируют выживание еврейского народа. Евреи, как я уже говорил, называют эти книги по первым написанным словам самих глав. Вот эти названия:

  • Берейшит — в начале: "В начале сотворения Всесильным неба и земли"…
  • Шмот — имена: "И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет; с Яковом пришли они, каждый со своим семейством.

  • Ваикра — "и призвал": "И призвал Моше Б-г и сказал ему из шатра откровения…"

  • Бемидбар — "в пустыне": "И говорил Б-г, обращаясь к Моше в пустыне Синай, в шатре откровения, в первый день второго месяца, во второй год после исхода их из страны египетской…"

  • Дварим — слова: "И вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана…"

Почему используются именно первые слова вместо краткого, емкого изложения сути? Видимо, как некоторые полагают, сама идея "основной темы" книги, в которой ценно каждое слово — неправильная. Мы верим каждому слову в книге, поэтому запоминаем ее по названию.

Еще одна важная вещь. Еврей, который ищет Тору, например, в синагоге, среди прочих святых книг на полке никогда не скажет: "Мне нужно Пятикнижие". Вместо этого используется слово "Хумаш", от ивритского слова "хамеш" — то есть, пять. Так что, если в синагоге кто-то попросит передать ему Хумаш, "дай ему пять", то есть передай книгу, в которой все начинается с Берейшит и заканчивается Дварим.

?
№ 62
- Что же в этой книге заставляет восторгаться мудрейших из людей во всех поколениях? Кроме ее гармонично прописанной структуры и интересных фактов? Ой, что-то я заговорил возвышенным каким-то языком…

На заметку эрудиту
"Сам факт существования Библии, Книги Книг является огромным подарком человечеству. И любая попытка оспорить это утверждение — преступление против общества".
Эммануил Кант (1724-1804), немецкий философ.

— Ничего, о таком предмете это невредно. Лорд Теннисон, выдающийся английский поэт, сказал: "Чтение Библии — уже образование". Но образование — в какой области? По какому предмету? В какой науке? Ответ в Талмуде — "листай и листай", там есть все. "Ищи и всегда найдешь", независимо от круга твоих интересов. История и философия, психология и социология, наука и искусство, закон и этика — это настоящий супермаркет идей, в котором есть абсолютно все. Поэтому евреев и называют то книжниками, то народом книг. Учить Тору — огромная мицва, поскольку только через нее еврей может научиться жить по-еврейски. Для этого она — собственно — и дана.

— В Талмуде есть история: однажды Римские правители выпустили декрет, запрещающий евреям "практиковать иудаизм". Паппус бар Юда своими глазами видел, как Раби Акива публично учил людей Торе. Тогда Паппус сказал Акиве: "Акива, разве ты не боишься правительства?" Акива ответил следующей притчей. "Однажды лиса шла по берегу реки и увидела, как стайка рыб переплывает с одного места на другое. "От кого вы убегаете?" — спросила она. "От рыбацких сетей" — ответили ей рыбы. "Может, тогда выйдете на берег? Живите со мной, как и жили ваши предки…" Рыбы ответили: "И кто называет тебя самым хитрым животным?! Да ты глупа! Если мы боимся жить в воде, в нашей естественной среде, то что же будет на суше, там, где нас ждет верная гибель?!".

"И с нами то же самое, — сказал раби Акива, — Если у нас появляются проблемы оттого, что мы учим Тору, то нам будет еще хуже, если мы перестанем ее учить. Тора сравнивается с водой. И только "плавая" в этом водоеме, мы получаем маленький шанс на спасение".

{* *}