Top.Mail.Ru

Зачем еврею день рождения?

07.09.2007

Ежедневно в мире на свет появляются сотни тысяч людей, и за каждым новорожденным закрепляется его личный день рождения.

Дни рождения начали отмечать давным-давно, по меньшей мере, три с половиной тысячи лет назад (в книге Берейшит упоминается пышное празднование дня рождения фараона в 1534 году до новой эры). У евреев, как обычно, все обстоит немного по-другому: праздники в честь дня рождения не являются частью еврейской традиции.

Тора, конечно, высказывает отношение к самой концепции дня рождения человека. В Талмуде сказано, что тот момент, когда рождается человек, играет большую роль в жизни каждого.

Одним из самых важных праздников еврейского календаря является Рош а-Шана — день рождения первого человека, Адама. Тем не менее гораздо большее значение евреи придают дню ухода человека из этого мира. Дни рождения большей части знаковых в истории еврейского народа фигур неизвестны, но зато отмечаются дни их смерти.

Царь Шломо высказал свое отношение к этому вопросу в написанной им книге «Коэлет»: «… и день смерти лучше, чем день рожденья его» (7:1). С одной стороны, это свидетельствует о пессимистичном отношении к жизни. По сути же, эта фраза отражает позицию иудаизма относительно того, что «поступок — превыше всего».

Младенец может быть одарен талантом и великими способностями, но все это проявится только когда он или она станут мыслить и действовать самостоятельно. Стоит ли в этом случае отмечать день рождения? Кто может с уверенностью сказать, что потенциал ребенка будет реализован, тем более, в благих целях?

С другой стороны, день смерти человека является кульминацией его миссии в этой жизни. В этот день подводится черта под всеми его добрыми делами, оценивается их влияние на жизни остальных.

Что же произошло в день рождения каждого из нас? Дело даже не в появлении на свет нового человека — по сути, каждый младенец является продолжением своей матери. Рождение — это момент, когда в тело человека приходит душа, имеющая в этом мире конкретную миссию.

Шестой Любавичский Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон (1880-1950) провозгласил праздник 18 Элула — день, когда родились два великих хасида: основатель хасидизма раввин Исроэль Баал Шем Тов и раввин Шнеур Залман из Ляд, основатель движения ХАБАД. И сегодня празднование дней рождения великих праведников среди хасидов ХАБАД стало традицией.

Неудивительно, что пересмотр отношения к празднованию дня рождения совпадает с возрождением хасидизма. Одно из наиболее известных посланий Баал Шем Това гласит: «Человек уникален и неповторим. Никто их тех, кто жил до тебя, живет сейчас и будет жить в будущем, не сможет исполнить миссию, которую Всевышний доверил именно тебе».

Янки Таубер

{* *}