Top.Mail.Ru

Слово, изменившее мир

15.12.2008

Во второй главе самой значительной из своих работ — книги Тания — рабби Шнеур Залман из Ляд (1745-1812), основатель хасидского движения ХАБАД, цитирует строки из книги Иова, в которых душа описана как «часть Б-га». К этим словам рабби Шнеур Залман добавляет еще одно, в корне меняющее наше отношение и к себе, и к жизни. И это слово «мамаш» ((ממש.

Сегодня «мамаш» считается одним из ивритских слов с богатой смысловой нагрузкой. Его можно перевести как «буквально» или поставить рядом с ним знак вопроса, тогда оно будет звучать как «правда?». А еще его употребление придает фразе весомость. И это лишь часть вариантов перевода слова мамаш, которые меняются в зависимости от контекста.

Вернемся к истории: в конце 90-х годов XVIII века рабби Шнеур Залман занялся публикацией трудов по философии хасидизма. Своей целью он ставил ознакомление с этими работами непосвященных и даже необразованных. Его инициатива встретила немало скептических насмешек; более того, многие начали открыто противостоять раввину. Кто-то разозлился на Шнеура Залмана всерьез, написал царю донос, по которому раввина арестовали и посадили в тюрьму. Только благодаря чуду Шнеуру Залману удалось выйти на свободу и продолжать свое дело по распространению хасидизма.

А теперь снова рассмотрим цитату из книги Иова. На первый взгляд, она довольно однозначна, но для чего же необходимо было добавлять слово мамаш? Какую смысловую нагрузку несет это слово? Для чего нужно было править слова Священного Писания?

Дело в том, что именно с помощью этого слова рабби Шнеур Залман из Ляд изменил мир.

До начала распространения хасидского учения в народе этот стих преподносился простым евреям как намек на схожесть души и ее Создателя. Но никто не смел предположить, что душа каждого из нас — и есть часть Творца! Ни простой работник, ни удачливый торговец не могли и подумать, что содержат в себе часть Всевышнего. Может, какой-то ешиботник из особо заносчивых и мог вообразить себя подарком Небес, но это качество явно было приобретенным, а не врожденным.

Мамаш помогает нам уловить все тонкости высказывания, меняя фразу как по содержанию, так и по смыслу. Мамаш (т.е. «буквально») является правдой, что каждая душа — часть Самого Б-га. Бесконечность Творца предотвращает любые послабления Б-жественной силы и охраняет вечную связь Создателя с созданными. Связь, на которой держится мир. Все души являются частицами Б-га и, подобно Ему, непоколебимы и неделимы.

Но если мы лишь подобны источнику Б-жественности, но не мамаш — источник Б-жественности, никто не ждеокт от нас чуда. Рабби Шнеур Залман уничтожил уютный спокойный оправдывающийся сам перед собой мирок, с каждым мигом обезоруживающий нас. Он показал нам, что человек способен на все.

Если Вам от жизни нужно лишь добиться быть права названным «праведником», не учите Танию. Живите тихо, мирно и серо.

Тания ставит перед нами чувства ответственности и возможности добиться всего. Забудьте о чувстве соперничества и конкуренции; ставьте перед собой задачи, граничащие с пределами возможного, развивайте в себе эту частицу Создателя — и тогда Вы станете мамаш.

Барух Эпштейн

{* *}