Чудо стволовых клеток

23.12.2008

Случилось великое чудо. Недавно две группы ученых успешно провели испытания и перепрограммировали клетки человеческой кожи таким образом, что они начали функционировать как стволовые клетки эмбриона. Многие представители мира науки полагают, что этот прорыв позволит пустить результаты исследования стволовых клеток на нужды создания и уничтожение эмбрионов и, таким образом, забыть об этических и политических проблемах, связанных с этой областью исследований в течение последнего десятилетия.

Итоги этого новаторского исследования стали своеобразным толчком для продолжения всевозможных медицинских исследований; мир вновь обрел надежду на значительное ускорение прогресса и окончательную победу над многими заболеваниями — от рака до болезни Альцгеймера.

Разумеется, научное сообщество не называет это открытие чудом. Скорее, это чудо вопреки. Это отнюдь не сверхъестественное явление, которое можно сравнить с переходом через Красное море и изменением законов природы. Это чудо вполне укладывается в рамки природы и понимания человека. Но от этого оно не теряет своего волшебства; скорее наоборот — оно выглядит еще чудеснее.

Миру это чудо открывается в месяце кислев, когда евреи всего мира отмечают праздник Ханука. Кислев — время чудес и озарения. В главах Торы, читаемых в это время, описано немало истории того, как Всевышний избавляет наш мир от тьмы.

Ранее споры вокруг исследования стволовых клеток породили множество фундаментальных этических, моральных и теологических проблем. Многие увидели в них стравливание науки и религии; стороны начали борьбу, доказывая в залах суда и на специальных правительственных заседаниях необходимость этих медицинских исследований. Эта война пошатнула и разделила общественное сознание, поразив самую суть стремления человека к исцелению.

И вот, наконец, на горизонте появилось решение проблемы, способное устранить  разногласия сторон. Из соображений чистого прагматизма, направленных на ограничение исследований приемлемыми для всех параметрами этики, ученые искали научное решение вопроса. Ответ поразил своей невероятной простотой: в ходе исследований им нужно было добавить четыре гена, только и всего. Эти четыре гена повлияли на хромосомы клеток кожи таким образом, что они стали «строительным материалом», способным заменить любые клетки человеческого тела — будь то клетки сердца, мозга, крови или костей.

Один из исследователей, профессор Яманака, полагал, что их исследовательской группы понадобится несколько лет для нахождения необходимых генов и создания идеальных условий проведения успешных экспериментов. Свершилось чудо — хватило и нескольких месяцев.

Результаты исследований не увидели свет до тех пор, пока не были обсуждены основополагающие теологические вопросы, опубликованные также в научных журналах и газетах мира: «Когда зародилась жизнь?», «у кого есть право на определение жизни?», «существует ли Б-г (в определенных кругах известный также под именем «теория разумного замысла»)?», «происходило ли на самом деле сотворение мира, как оно описано в Библии?»

Тогда, и только тогда, когда человечество стояло на пороге скользкого пути, ведущего к самоуничтожению с точки зрения этики, одно небольшое (с физической точки зрения) открытие, сравнимое с чудом, дало развитие новому пути. И на этом пути стало возможным проводить исследования стволовых клеток без посягательств на абсолютную святость человеческой жизни.

Возможно, самые большие чудеса случаются как раз в тот момент, когда — благодаря нашим усилиям — препятствия превращаются в новые возможности, и мы приводим в надлежащий вид те идеи, которые до этого считались невозможными. Таким образом, мы даем миру новый свет, побеждающий тьму.

Восемь свечей ханукии напоминают нам о том, что мы способны на чудо.

Счастливой Хануки!