Top.Mail.Ru

Почему несчастья происходят с хорошими людьми?

10.02.2009

«Почему несчастья происходят с хорошими людьми? Отчего наш мир так несправедлив? Я не хочу слышать о том, что «нам не дано понять пути Б-га». Мне нужно логичное объяснение».

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Арон Мосс:

А вы уверены, что вам нужно объяснение? Вам действительно интересно, почему страдают невинные люди? Думаю, что нет. На мой взгляд, сам вопрос вас занимает намного больше, чем ответ на него.

Вас беспокоит, что люди незаслуженно страдают. И это нормально — любого, у кого есть хоть немного сострадания, возмущают масштабы несправедливости в нашем мире. Первый еврей Авраам, спросил у Б-га: «Разве не должен Судья всей земли поступать справедливо?» Моше Рабейну восклицал: «Почему Ты так несправедлив к этому народу?» Да и сегодня мы спрашиваем: «За что, Всевышний? Почему?»

Но что изменится, если мы найдем ответ? Предположим, что мы получили удовлетворяющее нас объяснение — и что тогда? Что произойдет, когда мы узнаем правду? Задавая вопрос, нужно быть готовым к тому, чтобы услышать ответ.

Получив ответ на этот принципиальный вопрос, мы бы смирились со страданиями невинных людей, а это немыслимо. Хуже страданий невинных людей может быть только бесстрастное наблюдение за этими муками. А подобное спокойствие — прямой результат понимания нами причин страданий невинных людей. В этом случае мы бы уже не переживали, услышав крики о помощи, и не чувствовали бы их боли, потому что знали бы истинные причины происходящего.

Представьте, что вы находитесь в больнице. Вдруг в одной из палат раздаются полные боли крики женщины. Ее родственники в это время стоят у входа в палату и с улыбками на лицах ведут неспешную беседу. Обращаясь к ним, вы с упреком восклицаете: «Что с вами происходит? Вы что, не слышите как ей плохо?» А они отвечают: «Это родильное отделение. Она рожает. Отчего же нам не радоваться?».

После подобного объяснения боль уже не кажется такой уж страшной и непереносимой. Зная причины происходящего, мы смиряемся со страданиями.

То есть, познав смысл страданий невинных людей и «рационализировав» трагедию, мы бы приняли ее. Мы могли бы спокойно слушать крики плачущих от боли малышей или смотреть на то, как разбиваются сердца и рушатся жизни. Ведь всем  этим несправедливостям можно было бы дать четкое объяснение и тем самым оправдать их.

Но до тех пор, пока боль невинных людей находит сострадание в наших сердцах, нас волнуют их муки. А если мы не можем объяснить боль, то должны ее хотя бы облегчить. Если страдания невинных людей противоречат нашему видению мира, мы не оправдываем их, а боремся с несправедливостью.

Продолжайте задавать вопрос о том, почему несчастья случаются с невинными людьми. Но не ищите ответа. Используйте праведный гнев на благо, прилагайте усилия для того, чтобы бороться с несправедливостью и беззаконием. Сделайте так, чтобы ваше негодование подтолкнуло вас на конкретные действия. И увидев, как страдают невинные люди, просто помогите им справиться с несчастьем. Сражайтесь с болью этого мира, творя добро. Облегчайте муки людей везде, где это возможно.

Нам не нужны ответы и объяснения. Мы не стремимся завершить обсуждение этого вопроса. Все, чего мы хотим — положить конец страданиям. И мы не оставляем работу по борьбе с несправедливостью на волю Творца. Он ждет, когда этим займемся мы. В общем-то, именно для этого мы и живем в нашем мире.

 
{* *}