Top.Mail.Ru

Были ли Адам и Хава евреями?

18.09.2009

Причина, побудившая меня задать этот вопрос, такова: еврейский календарь отмечает даты, касающиеся только еврейской истории и событий, связанных с еврейской жизнью: Песах знаменует наше освобождение из египетского рабства, Шавуот — дарование Торы на горе Синай, Йом Кипур — прощение Всевышним еврейскому народу греха золотого тельца, Суккот — символ Б-жественной защиты, охраняющей евреев во время странствий по пустыне. Список продолжают Симхат Тора, Ханука, Пурим, Лаг ба-омер, 9 Ава — в сущности, все святые дни календаря, праздники и особые даты связаны исключительно с событиями еврейской истории.

Есть лишь одно, но очень важное исключение: праздник Рош а-Шана знаменует рождение двух первых людей, Адама и Хавы, которые были созданы за 2000 лет до появления первого еврея и более чем за 2500 лет до рождения еврейского народа у горы Синай. Рош а-Шана — символ особого дня и для неевреев. Как видно из самого названия праздника, этот день — начало нового года по еврейскому календарю. По словам хасидских мудрецов, начало любых явлений и предметов является наиболее значимой их составляющей.

Евреи снискали репутацию «закрытого народа». Мы стоим перед Б-гом как евреи, друг к другу относимся как к евреям, учимся, молимся, совершаем добрые поступки как евреи, рождаемся, женимся, умираем и хороним своих собратьев как евреи. И мы охраняем еврейство только для себя: в отличие от большинства религий, мы не заинтересованы в том, чтобы неевреи меняли свою веру на иудаизм. Если же кто-то заявляет о желании перейти в еврейство, мы первым делом начинаем его разубеждать в правильности выбора.

Почему же «голова года», самый первый праздник еврейского календаря, имеет отношение ко всему человечеству?

Иудаизм не несет универсальной идеи — то есть, единой фундаментальной мысли, объединяющей все человечество. Наши мудрецы говорили: «Человеколюбие (дерех эрец) важнее Торы».

Задолго до того, как народ Израиля получил Тору и ее 613 заповедей, Адаму и Хаве были даны фундаментальные законы цивилизации. Позднее эти законы были переданы Ноаху, и стали известны как «Семь заповедей Ноаховых сынов». А когда мы стояли у горы Синай перед получением «наших» заповедей, нам также было дано задание «распространять среди народов мира законы, данные сыновьям Ноаха» (Рамбам, «Мишне Тора», Законы Царей 7:10).

Заповеди Ноаха не имеют отношения ни к одной из религий, и они не являются подобием иудаизма для неевреев. Это скорее отражение того, как Всевышний видит цивилизацию; семь основ справедливого и нравственного общества на земле. Семь заповедей включают в себя следующие повеления: не убий ближнего своего; не укради; храни верность жене; Не режь мяса от живого животного; установи социальную систему, которая станет основой справедливого и честного общества.

На мой взгляд, интересны первые две заповеди: вера в Б-га и запрет богохульства. Признаюсь: среди моих ближайших друзей есть атеисты. Я так и слышу, как они говорят: «Как только человек начинает переносить Б-га на картины, в его жизнь приходит религия, а не нравственность. Можно быть достойным человеком и без веры в Б-га и уважения к Нему». На самом деле, суть заповедей Ноаха заключается в том, что без Б-га нет нравственности. И не поможет даже гуманизм.

То, как вы думаете о Б-ге, как общаетесь с Ним, как служите Ему, остается между Ним и вами. Это называется религией, и мы говорим не о ней. В нашем случае речь идет об исходном положении, согласно которому у нашего мира есть Хозяин, и мы несем ответственность перед высшей властью. Мы говорим о том, что Тот, кто создал человеческую жизнь, также установил определенные правила этой жизни и настаивает на том, чтобы мы соблюдали их.

Согласно заповедям Ноаха, такой подход является единственно возможным для цивилизованного мира.

Выключите электричество, затопите дороги, отключите сирены во всех полицейских участках — и цивилизация канет в небытие. Сильные тут же начнут нападать на слабых, грабить их и издеваться над ними просто потому, что они сильнее.

Я должен признаться еще кое в чем: часть моих друзей — культурные снобы. То и дело я слышу, как они говорят: «Что? Цивилизация пала? Кого ты называешь цивилизованными? Вот этих людей? Они что, ходят в оперу? Или читают Вольтера? Или, может быть, устраивают философские диспуты? Всю жизнь эти люди прожили в нищете и безнравственности. И ничего не изменилось. Все они очень удачно дополнили полицейские отчеты и стали частью статистики — только и всего».

Ну хорошо. Давайте заглянем в прошлое, отступим на сотню лет назад. Вопрос: в какой стране было больше философов на квадратный километр чем где-либо и когда-либо? Ответ: в большой стране, расположенной в Западной Европе, название которой начинается на букву Г. Вопрос: в какой стране спустя поколение была довольно успешно проведена определенная операция с использованием высоких технологий того времени, сопровождаемая музыкой композитора Вагнера, которая к тому же запомнилась в истории человечества, как одно из самых масштабных преступлений против человечества? Ответ: это та же самая страна.

Все довольно логично. Как говорили мудрецы древности, человек не способен поднять сам себя, схватившись за собственные волосы и потянув вверх. Ничто человеческое не способно превзойти само себя. Философия, порожденная сознанием человека, не выдержит напора того же сознания, находящегося во власти собственных инстинктов.

Мораль и этика — «мне хочется так поступить, но я не стану, потому что это неправильно» и «мне не хочется этого делать, но я сделаю, потому что это правильно» — на время отступают, склонившись перед мнением философа или пистолетом полицейского. Но ненадолго.

В Рош а-Шана мы вспоминаем сами и напоминаем миру о том, что Всевышний создал мужчину и женщину, Он даровал им жизнь и установил Свои правила: уважать жизнь, семью и чужую собственность, хорошо относиться ко всем земным творениям, творить добро и вершить правосудие. Мы должны поступать так не только потому, что в нашем понимании это имеет смысл и «так надо», а потому, что каждый из нас — творение Б-га, и все мы принимаем Его законы.

В этом и заключается основа нашего существования. И без этого нет ничего.

Янки Таубер

 
{* *}