Top.Mail.Ru

Как стать хорошим отцом?

03.11.2009

«У меня растет сын, и я не имею ни малейшего понятия о том, как его воспитывать. Мои знания ограничиваются лишь убежденностью в том, что я не должен брать пример со своего отца. Но в итоге оказывается, что я поступаю как раз как он. Мне бы хотелось, чтобы мой сын вырос настоящим евреем, твердо знающим, что и для чего он делает».

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:

Необходимо запомнить следующие строки. Я процитирую первый диалог отца и сына, описанный в Торе. Ицхак обратился к отцу:

— Отец!

И Авраам ответил:

— Вот я, сын мой.

Конечно это лишь начало их беседы, но нам нужно поподробнее остановиться именно на этих словах. Однажды такой ответ уже прозвучал — в начале истории. Авраам отвечает сыну, повторяя свои слова, обращенные к Б-гу: и было после этих событий. Всесильный испытал Авраама, и сказал ему: «Авраам!». И Авраам ответил: «Вот я».

Затем Б-г попросил Авраама сделать нечто, противное его телу и душе: укрепить свое сердце и разум, взять сына и «принести его во всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе». Нам знакомо это чувство. Оцепенение. «Я должен сделать то, что должен». Мы говорим это, идя на войну и на работу, увольняя подчиненных и воспитывая детей. Внутренний голос кричит: «Это не я! Как я могу так поступать?» Мы просто игнорируем его и делаем все для того, чтобы выполнить возложенную на нас миссию.

Все мы знаем, о чем идет речь: это и крайний срок выполнения задания на работе, и чрезвычайно важные встречи, на которых заключаются крупные сделки, и сводящие с ума зануды, с которыми приходится иметь дело, и изматывающие пробки на дорогах. Наступает утро, а вставать не хочется. И, несмотря на сопротивление каждой клетки тела, мы встаем, потому что знаем — надо.

Даже если речь идет об обычном семьянине: чтобы кормить семью, приходится идти на жертвы. Забудьте о мыслях и чувствах. Не оставив их в стороне, можно сойти с ума. Заглушите внутренний голос. Будьте мужчиной — как многие другие. Просто делайте свое дело. Иногда система дает сбой — и отец перестает быть таковым. А его дети перестают быть детьми.

— Папа! Папа!

— Я занят.

— Папа?

— Прости, сынок, я занят. Спроси у мамы.

Вот что наш жестокий мир делает с мужчиной: чтобы прокормить семью, он вынужден возложить их на их же собственный алтарь. Вспомним Авраама, стоящего перед самым главным из всех испытаний. Он думает только об одном: сделать то, чего хочет Всевышний. В этом случае речь идет не о содержании семьи, а о том, чтобы услышать голос Б-га. И вот Ицхак зовет его, понимая, что отец может его не услышать.

— Отец!

— Вот я, сын мой. Я здесь для тебя. Что случилось?

Возможно, именно в этом и заключалось испытание. Вероятно, своим поведением Авраам доказал, что он достоин быть отцом народа, который принесет в этот мир сострадание Всевышнего. Может быть. Одно я знаю наверняка: произнося эти слова, Авраам передал свой факел следующим поколениям. Потому что когда Ицхак понял, что отец внимает его словам, точно так же и в той же степени, как и словам Всевышнего, когда тот говорил с Авраамом, он был готов сделать все — как для самого отца, так и для его Б-га.

Для того чтобы стать настоящим еврейским отцом, вам нужно лишь помнить об этих словах. Все остальное придет само.

«Вот я, сын мой. Я здесь для тебя».

 
{* *}