Top.Mail.Ru

Дар

16.03.2010

Раввин Моше Хагиз в своей книге «Мишнат хахамим», пишет о том, что эту историю он услышал от надежных людей, которые находились в Цфате во время описываемых событий.

В середине XVI века один марран из Португалии переселился в святой город Цфат. Он был вне себя от радости, наконец-то получив возможность открыто соблюдать заповеди предков. Прошли годы. Однажды в синагоге он услышал речь раввина, который рассказывал о лехем а-паним — «хлебах предложения», которые каждую пятницу перед наступлением Шаббата приносили в Храм (см. Ваикра 24:5-9). Обсудив законы и обычаи, сопровождающие приготовление этого приношения, раввин высказал сожаление, что из-за грехов нашего народа мы лишились этого обычая, с помощью которого добивались расположения Всевышнего. Герой нашей истории принял эти слова близко к сердцу. Придя домой, он попросил жену испечь в пятницу две особые халы. Он также рассказал ей о речи раввина, стараясь не упустить ни одной детали. Жена должна была тринадцать раз просеять муку, замесить тесто, находясь при этом в состоянии ритуальной чистоты, и испечь его в печи. Наш еврей сообщил жене о том, что хочет сделать из этих хлебов приношение Б-гу и выразил надежду, что Ему такое приношение понравится, и Он примет его.

Жена послушно исполнила просьбу мужа, и в пятницу днем, когда в синагоге уже никого не должно было быть, он принес туда хлеба, спрятав их под одежды. Он долго и истово молился о том, чтобы Всевышний снизошел до его приношения, вкусил от хлебов и насладился вкусом свежеиспеченной халы. Он все никак не мог остановиться и молился так, будто он блудный сын, умоляющий отца о прощении. Затем он положил завернутые халы в арон-кодеш, под свитки Торы и быстрым шагом вернулся домой.

Позднее в синагогу пришел шамес. Он должен был завершить все необходимые приготовления для встречи Шаббата. Одной из его обязанностей была проверка свитка Торы, который должны были читать утром следующего дня. Открыв арон-кодеш, он с удивлением обнаружил там сверток. Развернув его, он увидел две прекрасные халы. Недолго думая, шамес решил, что должен забрать хлеба домой и съесть их — они так прекрасно выглядели и пахли! Халы действительно были восхитительны. Шамес невероятно обрадовался тому, что получил такой неожиданный и приятный подарок.

В тот вечер марран нетерпеливо дожидался окончания молитвы. Когда синагога опустела, он с трепетом подошел к арон-кодешу и распахнул двери. Хал там не оказалось! Наш герой был счастлив. Он поспешил домой, чтобы поделиться своей радостью с женой, и рассказал ей, что Всевышний не пренебрег жалкими усилиями таких ничтожных людей, принял их хлеба и съел их, пока они были еще теплыми!

Недолго думая, марран убедил свою жену, что, поскольку у них нет другого способа выразить свое почтение Б-гу, которому понравились их халы, они должны не лениться и каждую неделю приносить Ему хлеба, уделяя их приготовлению столько же сил и внимания, как и в первый раз. Жена с радостью согласилась. Каждую пятницу она выпекала две дополнительные халы, а ее муж относил их в синагогу, где горячо молился и просил Б-га принять этот скромный дар. И каждую пятницу шамес забирал халы себе и с удовольствием съедал их, а португальский еврей радостно сообщал жене о том, что их приношение вновь было принято.

Так продолжалось много недель и месяцев. Однажды в пятницу раввин задержался в синагоге дольше обычного. Это был тот самый раввин, который когда-то рассказывал прихожанам о хлебах предложения, вдохновив этим маррана из Португалии. Раввин стоял на биме, готовя речь, с которой он собирался выступить в субботу, когда с удивлением увидел одного из своих прихожан, который подошел к арон-кодешу и положил внутрь две халы. Раввин понял, что прихожанин не догадывается о его присутствии. Вскоре он услышал горячую молитву с просьбами к Б-гу принять дар и съесть халы. Удивлению раввина не было предела. Сначала он молчал, но постепенно поняв происходящее, не на шутку разозлился. В конце концов он не выдержал, и гневно закричал: «Стой, дурак! Как ты мог подумать, что наш Б-г ест и пьет? Приписывать Всевышнему человеческие качества — страшный грех. Ты что, всерьез веришь, что Б-г забирает твои жалкие халы? Их наверняка съедает шамес».

В этот момент в синагогу вошел шамес, намереваясь, как обычно, забрать халы. Он немало удивился, увидев раввина и прихожанина. Раввин тут же обратился к шамесу: «Скажи этому человеку, для чего ты пришел сюда, и кто забирал его халы, которые он приносит сюда каждую неделю». Шамес без колебаний подтвердил предположения раввина. Ему было нечего стыдиться. Он не мог понять, отчего так взволнован раввин и почему он кричит на этого несчастного еврея, которого все знали как неученого, но очень честного человека.

Услышав слова раввина, наш герой заплакал. Он был раздавлен. Оказалось, что он не только не выполнил заповедь, но и совершил страшный грех. Он извинился перед раввином за то, что неправильно понял его слова о хлебах приношения, и умолял о прощении. Затем он вышел из синагоги в отчаянии и стыде. Как он мог так ошибиться? И что он мог теперь сделать?

Вскоре в синагогу вошел посланник от святого Ари, раввина Ицхака Лурии. Он передал раввину синагоги сообщение своего господина, сказав, что раввин должен вернуться домой, попрощаться со своими родными и подготовиться, потому что на следующее утро его душа должна будет покинуть этот мир. Таково было решение Небес. Раввин не мог поверить в услышанное, а посланник не мог ничего объяснить ему. Поэтому раввин отправился к Ари, который подтвердил слова своего ученика и мягко добавил: «Я слышал, что причиной этому стало то, что ты лишил Б-га удовольствия, которого Он не получал со дня разрушения Святого Храма. Всевышний получал это удовольствие благодаря ни в чем не повинному маррану, который каждую неделю приносил в синагогу две прекрасные халы и от всего сердца предлагал их Б-гу, испытывая настоящую радость и трепет. Он искренне верил, что Б-г забирает эти халы, пока ты не разрушил его иллюзии. Поэтому тебе был выписан такой приговор, и изменить его невозможно».

Раввин отправился домой и рассказал домочадцам о том, что с ним произошло. На следующее утро, когда он должен был выступать перед прихожанами синагоги, его душа уже слушала Тору в Небесной ешиве, в точности как и предсказал Ари.

Биографическая справка: Раввин Ицхак Лурия (1534-1572), известный как святой Ари, произвел переворот в изучении Каббалы. Скончался в возрасте 38 лет, проведя последние два года жизни в Цфате.

Йерахмиель Тильс

 
{* *}