Top.Mail.Ru

Как справиться с сомнением?

19.03.2010

«Поймите меня правильно: я не против иудаизма, он прекрасен, в этом не может быть сомнений. Но неужели соблюдение законов иудаизма — такая уж необходимая, непреложная составляющая правильной жизни каждого еврея? Да и по сути — истинная ли она? Мне бы хотелось верить, что это так. Но я не буду верить ради самой веры. Я уверен, что мой интеллект — подарок от Б-га, который я намерен использовать в своем “поиске”. На самом деле, если бы я должен был верить без тени сомнения, я знал бы, что мне нужно пойти на необходимые жертвы ради жизни, посвященной соблюдению заповедей Торы, точно так же, как сегодня я с радостью посвящаю немало часов своей жизни занятиям на беговой дорожке или любым сладостям предпочитаю свежие овощи. Но как я могу знать, что правильно? Надеюсь, мои рассуждения не лишены смысла».

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Моше Гольдман:

Вы хотите знать, является ли иудаизм непреложной истиной, не терпящей сомнений? Позвольте мне поделиться с вами некоторыми размышлениями о том, что же называют сомнением.

Сомнение и колебание — не синонимы. Царь Шломо говорил, что только глупцы верят всему; мудрый человек любую информацию подвергает тщательному изучению и лишь после этого принимает на себя определенные обязательства. Колебания дают путь к мудрости.

С другой стороны, сомнения разрушительны. Их жертвой является сама жизнь — любая попытка внутреннего роста, стремления к прогрессу, желание стать лучше. Внутренний голос, то и дело нашептывает: «А может не надо?» или «Кто это сказал?» — вопросы, которые всегда остаются без ответа, потому что на любой ответ всегда можно задать новый вопрос. Это и есть тень сомнения — иллюзорная насмешка по сравнению с подлинным колебанием. Она лишает человека способности принимать решения, дальновидности и побудительных мотивов, заменяя все это на неуверенность, замешательство и бездействие. Единственно верной реакцией на такого рода сомнение является подавление его при малейшем появлении; жесткий ответ непрерывным, нелогичным знакам вопроса посредством настойчивых, а зачастую и насмешливых восклицательных знаков!

Разумеется, конкретный вопрос непременно следует рассмотреть и проверить со всех сторон до тех пор, пока вы не найдете истинный ответ. Но если мы хотим достичь чего-либо в наших духовных поисках, нам нужно научиться понимать разницу между вопросом, заданным вовремя и в нужном месте, и тем, что удерживает нам от принятия решения — ошибочным, нелогичным сомнением.

 
Tэги: ВЕРА
{* *}