Top.Mail.Ru

Смерть раввина

26.11.2010

Однажды в Ровно собрались хасиды рабби Дов-Бера, великого Магида из Межерича, последователя Баал Шем ТоваКомментарий. Хасиды были очень взволнованны. Они понимали, что митнагдим (противники хасидизма) перешли все возможные границы.

Магид не обронил ни слова. Несмотря на любовь к своим хасидам, он полагал, что лучше было бы не отвечать и не реагировать на происходящее. «Истина остается, а ложь уходит в небытие», — считал он, и конечно время будет работать в пользу идей хасидизма. Он призывал своих сторонников быть терпеливыми и снисходительными. Еще при жизни Баал Шем Това он вместе со своим учителем горячо поддержал изречение Талмуда: «Целиком и полностью простить, как сказано в Писании (Теилим 104:35), “да будут уничтожены грехи”, а не грешники»Комментарий.

Он учил своих последователей «важному правилу: когда люди стыдят тебя за то, как ты молишься Б-гу или совершаешь добрый поступок, не отвечай им, чтобы не оказаться вовлеченным в ссору и не забыть о Творце. Наши мудрецы говорят, что молчание человека ведет к смирению».

В ходе разбирательств рабби Леви Ицхок из Бердичева получил письмо, в котором рассказывалось о том, каким мучениям и страданиям подверглась его семья. Его друзья решили, что рабби Леви Ицхок должен прочесть это письмо в присутствии Магида, но услышав содержание письма, рабби Дов-Бер не произнес ни слова. Ученики истолковали молчание раввина таким образом, что им предлагалось самостоятельно принять решение о том, как помочь рабби Леви Ицхоку.

Они решили, что защищать и охранять своего учителя, равно как и бороться с несправедливыми обвинениями в его адрес, — их святая обязанность. На тот момент единственное, что они могли сделать — в обход еврейского закона объявить херем (отлучение) в ответ на встречный херем. В итоге собранием из десяти человек они объявили херемКомментарий противникам хасидизма.

Когда об этом стало известно Магиду, он был поражен и жестко отчитал хасидов. В ответ на их заявление о невозможности терпеть гонения рабби Дов Бер сказал: «Знайте, что этим поступком вы лишили себя лидера. Хотя вы и добились того, что впредь в любых спорах между хасидами и их противниками хасиды всегда будут побеждать».

Ученики Магида одержали победу, но она дорого им обошлась. Спустя полгода лидер хасидского движения, рабби Дов Бер, великий Магид из Межерича, покинул этот мир.

Через два месяца после описанных событий Магид серьезно заболел. Узнав об этом, многие ученики отправились в Аннополь, чтобы быть в такую минуту рядом с Ребе. В последний в своей жизни Шаббат, 16 кислева, Магид процитировал слова Торы (Берешит 32:4): «И послал Яаков малахим», и, обращаясь к окружившим его постель ученикам, продолжил: «Раши говорил (что слово “малахим” означает) мамаш ангелы — настоящие ангелы. То есть Яаков отправил мамаш (настоящую реальность) ангелов, но их духовная сущность осталась с Яаковом»Комментарий.

На следующий день, в воскресенье 17 кислева, Магид сказал одному из своих учеников, рабби Шнеуру ЗалмануКомментарий, что за три дня до того как человек возвращает «депозит» (т.е. данную ему душу), он видит творящее слово Б-га во всем, что его окружает, то есть он видит самую суть мира ВсевышнегоКомментарий.

Той же ночью он рассказал рабби Шнеуру Залману о том, как устроить праздничную трапезу в Шаббат перед уже запланированным обрезанием, вечером, предшествующим дню обрезания, и в сам день обрезания. Магид добавил: «Хазон Овадья — слуга Б-га видит»Комментарий. У тебя родится сын, и ты назовешь его в мою честь, а в ночь перед обрезанием вспомни о том, что я говорю тебе сегодня»Комментарий.

На следующий день Магид сказал рабби Шнеуру Залману в личной беседе: «Залман, постарайся сделать все возможное, чтобы мой АвромеКомментарий занял мое место. Если же по воле Небес он откажется, пусть моим преемником станет Менделе Литвак» (рабби Менахем Мендл из Витебска).

Сын Магида, рабби Авраам, также вспомнил слова отца, сказанные ему, рабби Йегуде Лейбу а-Коэну и рабби Шнеуру Залману: «Дети мои, держитесь вместе и тогда вы преодолеете все невзгоды; и тогда вы пойдете только вперед, но, не дай Б-г, не назад».

Затем пришел рабби Зуся. Не видя вошедшего, Магид спросил, кто это был. Рабби Залман ответил: «Пришел рабби Зуся», и Магид показал ему жестом, что тот должен подойти ближе. Магид схватил рабби Зусю и сказал ему: «Зуся, ты в этом мире мой, и в будущем мире ты будешь возле меня, мы будем вместе, как тело и душа».

Затем Магид спросил, есть ли среди собравшихся рабби Менделе из Витебска. Рабби Залман ответил, что рабби Менделе нет. Рабби Дов-Бер тяжело вздохнул и спросил, пришел ли рабби Йегуда Лейб а-Коэн. Получив утвердительный ответ, Магид взглянул на рабби Йегуду Лейба и произнес: «Ты тоже будешь со мной, “потому что губы Коэна (первосвященника) должны охранять даат — знание” (Малахи 2:4), а я из царства даат». После этих слов рабби Дов-Бер повторил: «Залмина, Залмина». Затем он продолжил: «Ты будешь одинКомментарий. Но я постараюсь сделать все, чтобы ты преодолел все преграды, потому что я буду сильно тосковать по тебе».

Затем Магид обратился к своему сыну: «А ты, Авроменю, продолжай выбранный тобою путь. Слушай Залменю и все у тебя будет хорошо. Главное — не болей, потому что маленький изъян тела ведет к порочности души, а твоя душа — это нечто особенное». Рабби Дов Бер пожелал всем ученикам доброй ночи и уснул.

Во вторник, на третий день чтения недельной главы Ваешев Яаков, в 19-й день месяца кислев 5533 (1772) года, рабби Дов-Бер, Магид из Межерича, Кореца и Ровно, последователь Баал Шем Това и лидер хасидского движения, вернул свою душу Создателю, и был похоронен в Аннополе.

Незадолго до своей кончины Магид сказал рабби Шнеуру Залману из Ляд: «йуд-тет кислев (19 кислева) — йом-тов (праздничный день)». (Магид предрекал будущее освобождение рабби Шнеура Залмана из тюрьмы, которое произошло 19 кислева 5559 (1798) года и стало символом хасидского движения и косвенно коснулось Магида).

В случае с праведниками день, когда они возвращают свою душу в чистоте и святости Всевышнему, считается не днем горестного перехода из одного мира в другой, а днем радостного возвращения души домой, к своему источнику. Как и рабби Шимон бар Иохай, рабби Дов-Бер объявил день своей кончины праздничным и пожелал, чтобы все его ученики и последователи радовались вместе с ним.

{* *}