Top.Mail.Ru

Клезмерская музыка в стране Баха

14.10.2004

На живописном холме всего в нескольких милях от старинного города, в окружении дряхлеющего великолепия, возвышается замок Эттерсбург (Ettersburg) — одна из немецких историко-культурных достопримечательностей. В свое время здесь бывали такие личности, как Бах, Гёте и Шиллер. Но здесь же, прямо возле подножия холма, находится и другое «знаменитое» место — во время Второй мировой войны тут располагался концентрационный лагерь Бухенвальд.

Не так давно в замке Эттерсбург выступал еврейский дуэт клезмеров. До поздней ночи не умолкали аккордеон и скрипка, исполняя и печальные идишские мелодии, и инструментальные композиции на темы еврейской свадьбы и даже рецептов еврейской кухни… Благодарная публика несколько раз вызывала артистов на бис. И не хватало во всем этом, пожалуй, только одного: среди слушателей практически не было евреев…

Этот вечер ознаменовался своеобразным подведением итогов и сведением в единое целое весьма любопытного, неоднозначного и, зачастую, печального наследия клезмерского творчества в Германии. В последнее время национальный интерес к традиционному музыкальному фольклору восточноевропейских евреев значительно возрос: если верить подсчетам экспертов, на территории Германии на данный момент насчитывается более сотни клезмерских ансамблей. Прошедшим летом в Берлине возможность насладиться этой музыкой все желающие имели практически ежевечерне. Увеличилось число продаж кассет и компакт-дисков с музыкой еврейских клезмеров и, конечно же, не счесть посвященных этой теме различных фестивалей и семинаров. Директор одной из звукозаписывающих студий назвал Германию самым большим в мире рынком сбыта клезмерской музыки, опережающим по показателям даже США, где в 80-х и 90-х годах XX века этот жанр пользовался особой популярностью как среди людей среднего возрастай, так и среди молодежи.

За некоторым исключением, клезмерское творчество на территории страны является, по большей части, полем деятельности неевреев. Такой расцвет еврейской культуры без участия самих евреев вызывает во всем мире разную реакцию — от подлинного восторга и осторожного одобрения до цинизма и откровенных упреков.

Возможно, такое положение вещей, с одной стороны, обусловлено появлением в современном музыкальном мире такого явления, как «жанровый туризм». В конце концов, музыка сама по себе наделена сиюминутным призывом, наполненным танцевальными, радостными ритмами, и потому очень тепло воспринимается многими немцами, интересующимися еврейским творческим наследием и стремящимися к примирению, признанию ошибок прошлого и восстановлению прежних отношений с евреями.

С другой стороны, некоторые скептики подвергают сомнению тот факт, что немцы действительно раскаиваются в содеянном их предками и искренне желают поближе познакомится с некогда практически исчезнувшей культурой восточноевропейского еврейства. Более того, есть и такие, кто интересуется истинной причиной положения вещей, пытаясь назвать это явление своеобразными «культурными репарациями», вызванными чувством вины перед евреями.

Как бы то ни было, клезмерская культура процветает. Этим летом одним из наиболее значительных явлений в еврейской культурной жизни был назван фестиваль клезмерской музыки «Klezmer Wochen Weimar», проходивший уже в четвертый раз и длившийся целый месяц. Более 160 участников, большинство из которых находилось в возрасте от 20 до 30 лет (кстати, граждане Германии), приехали на фестиваль с вполне определенной целью — изучить особенности еврейской музыки, еврейский язык, инструментальную музыку и традиционные еврейские танцы.

Массовый интерес к клезмерской музыке возник лет двадцать назад, когда в Германию впервые начали приезжать клезмерские ансамбли, собиравшие множество зрителей и слушателей. По словам немецкого музыканта Хейко Леманна (Heiko Lehmann), клезмерская музыка стала «одной из первых вещей, не затрагивающих у немцев послевоенного чувства вины по отношению к евреям». Музыкантов, выступавших с первыми концертами клезмерской музыки, после концертов публика буквально носила на руках.

К началу 90-х годов ХХ века клезмерские ансамбли стали настоящим символом возрождения дружеских отношений двух наций — евреев и немцев.

{* *}