Top.Mail.Ru

На радость Муссолини

31.01.2024

Вскинуть руку по-фашистски в Италии – снова норма вещей. За такое там уже не судят. Вскоре, наверное, начнут премии раздавать.

Верховный суд Италии отменил приговор восьми неофашистам, которых ранее осудили за публичные «нацистские приветствия» – вскидывания правой руки вверх. Их и раньше-то наказали лишь для острастки: шесть лет разбирали дело по серьезному обвинению в реабилитации фашизма на митинге в Милане, а дали в итоге по два месяца тюрьмы и штрафу в 200 евро. Но их адвокатам и этого показалось несправедливо много: они подали апелляцию в Верховный суд – и победили.

На митингах сотни людей в черном приветствуют друг друга по-фашистски

На митингах сотни людей в черном приветствуют друг друга по-фашистски

Суд решил, что «приветствие», которое в том числе использовалось в нацистской Германии, не противоречит законам Италии – и может применяться в частном порядке, если оно не несет риски возрождения фашистской партии. Решение суда с воодушевлением встретили националисты всех мастей. Не скрывали довольства и самые высокопоставленные ультраправые, которые в Италии сейчас у власти. Так, сооснователь правящей партии «Братья Италии» Иньяцио Ла Русса, который сейчас возглавляет верхнюю палату парламента Италии, перед слушаниями сообщил, что в палаццо Киджи – официальной резиденции премьера – «с интересом ожидают» решения суда. После он констатировал, что «решение не осталось незамеченным» и «говорит само за себя». Еще бы! Ла Руссу и самого неоднократно ловили с правой рукой, вскинутой вверх. Но раньше ему приходилось за это оправдываться – и уверять, что его не так поняли. Теперь же не нужны даже такие реверансы.

Иньяцио Ла Русса – глава верхней палаты парламента Италии

Иньяцио Ла Русса – глава верхней палаты парламента Италии

Интересно, что решение Верховного суда последовало прямиком за очередным скандалом, в который оказались втянуты лидеры итальянской верхушки. Все закрутилось вокруг январского митинга в Риме, устроенного в память об убийстве в 1978 году двух членов неофашистской группировки. В то время в Италии крайние правые и крайние левые имели свои боевые ячейки – и буквально сражались не на жизнь, а на смерть. Жертвами той борьбы стали два неофашиста, чью память в Риме ежегодно чтят, как по расписанию. В этом году на митинге отсняли много видео: на них сотни людей в черном вскидывают правую руку вверх в фашистском приветствии.

Фабио Рампелли – вице-спикер палаты депутатов и борец «за чистоту языка»

Фабио Рампелли – вице-спикер палаты депутатов и борец «за чистоту языка»

У итальянцев это вызвало вопросы – в первую очередь к членам «Братьев Италии», на этом мероприятии присутствовавшим. Среди прочих там были губернатор региона Лацио Франческо Рокка, советник по культуре муниципалитета Рима Мигель Готор и вице-спикер палаты депутатов, известный в Италии борец «за чистоту языка» Фабио Рампелли. Они долго молчали, но когда общественное возмущение достигло пика, выпустили общий партийный пресс-релиз, заверив, что не имеют к этому никакого отношения: «Случившиеся произошло после официальной части и лежит на совести отдельных лиц».

Франческо Рокка – губернатор региона Лацио

Франческо Рокка – губернатор региона Лацио

«Это похоже на 1924 год, когда к власти в Италии пришла фашистская партия Бенито Муссолини», – прокомментировала митинг глава левоцентристской Демократической партии Элли Шлейн. «Поразительная вещь заключается в том, что такие открытые проявления уважения к фашизму разрешены в Италии, в то время как в Германии и других странах они запрещены, и там апологеты фашизма были бы арестованы», – рассматривал инцидент журналист La Repubblica Паоло Берицци, который освещает тему крайне правого движения в стране. Он напомнил, что подобные мероприятия с фашистскими приветствиями и ритуалами проходят в стране ежегодно. «Но после того, как авторитарные представители правительства Мелони несколько раз открыто ностальгировали по фашизму, число таких мероприятий в Риме заметно возросло», – добавил он.

На митингах неофашистов всегда много членов правящей партии «Братья Италии»

На митингах неофашистов всегда много членов правящей партии «Братья Италии»

Теперь к поводам для роста неофашистской активности прибавится и решение Верховного суда. Впрочем, ничего нового в нем, по сути, не было. Он лишь констатировал применяемые и ранее нормы «допустимости» проявлений фашизма. Да, это звучит шокирующе, но это факт: ни вскидывание руки вверх, ни другая демонстрация фашистской или нацистской символики в Италии не считается противозаконной, если за ней не стоит «попытка создания новой фашистской партии».

Ла Руссу неоднократно ловили с правой рукой, вскинутой вверх

Ла Руссу неоднократно ловили с правой рукой, вскинутой вверх

Дело в том, что ответственность за апологию фашизма не предусмотрена уголовным законодательством Италии. Есть запрет на «восстановление распущенной фашистской партии» – в какой бы то ни было форме: его прописали в Конституции Италии еще в 1947 году. Там же на пять лет ввели ограничения активного и пассивного избирательного права для «ответственных руководителей фашистского режима». Когда к 1952 году эти ограничения истекли, с целью сдерживания получивших голос фашистов был принят «Закон Шельбы», названный в честь инициировавшего его министра внутренних дел Марио Шельбы.

Министр Марио Шельба, хотевший пресечь любые формы фашизма

Министр Марио Шельба, хотевший пресечь любые формы фашизма

Закон объяснял, что считать попыткой реконструкции фашистской партии, запрещенной Конституцией: если пять и более человек действуют вместе, «преследуя антидемократические цели, свойственные фашистской партии», «используя расистскую пропаганду», «возвеличивая методы фашистской партии» или «осуществляя внешние проявления фашистского характера». Закон также предписывал лишать свободы на два года любого, кто «восхваляет сторонников, принципы, факты или методы фашизма». Виновный в «апологии фашизма» ко всему прочему лишался права голосовать и быть избранным.

Тем не менее в середине 50-х закон попытались применить против членов Итальянского социального движения – политической партии, основанной бывшими сторонниками Муссолини. Им вменили многочисленные задокументированные речи, в которых те восхваляли фашистскую диктатуру. На суде обвиняемые заявили, что эта статья закона Шельбы противоречит статье Конституции, которая гарантирует свободу выражения мнений. Председательствующие запросили разъяснений в Верховном суде, и тот в январе 1957 года вынес решение, послужившее отправной точкой всех будущих коллизий. Суд постановил, что закон Шельбы, конечно, не нарушает Конституцию, но и якобы не предполагает, что для обвинений в апологии фашизма будет достаточно «просто хвалебной словесной защиты» режима. По мнению Верховного суда, в деянии должно присутствовать «такое возвеличивание», которое все же «приведет к реорганизации фашистской партии».

Сторонники Муссолини рвались к власти и после Второй мировой

Сторонники Муссолини рвались к власти и после Второй мировой

Спустя год Верховный суд прояснил и другую статью закона Шельбы, запрещающую любые фашистские демонстрации. Это произошло после того, как обвиняемые посчитали ее противоречащей гарантированному праву собираться и проводить демонстрации. Суд решил, что такие демонстрации запрещены, если только они – опять же! – являются подготовкой к восстановлению фашистской партии. В этом же решении суд указал, что «фашистское приветствие не всегда может считаться действием, благоприятным для реконструкции фашизма», в частности, отказался считать таковым его проявление на памятных мероприятиях в отсутствие «явного контекста».

Этим активно и пользуются неонацисты, ежегодно устраивающие шествия в память об убитых членах фашистских группировок. Их судят крайне редко, поскольку обвинителям каждый раз нужно доказывать, что налицо «попытка создания новой фашистской партии». Без этого любые восхваления Муссолини, фашистские приветствия, униформа и флаги не противозаконны, а просто порицаемы. В теории даже политическая партия может указать себя неофашистской, если докажет, что не преследует целей восстановления «распущенной фашистской партии».

В Италии не видят угрозу в хвале фашизму

В Италии не видят угрозу в хвале фашизму

Патовую ситуацию постарались исправить в 1993 году, приняв закон Манчино, который запретил проявление любой расовой, этнической и религиозной ненависти, а также деятельность организаций, «вдохновленных этими ценностями». То есть для признания вины уже не нужно было доказывать попытку воссоздания фашистской партии, достаточно было лишь декларации ее идей. Но это положение применимо только в отношении организаций и движений. Да и те, как показывает практика, всегда могут заявить, что нацистская символика на их мероприятии – инициатива частных лиц, не имеющих к ним отношения.

Что же касается последнего дела, то сейчас прокуратура хочет оспорить решение Верховного суда, доказав «угрозу общественного порядка». Дело в том, что, отменив обвинительный приговор восьми итальянцам за публичные фашистские приветствия, Верховный суд постановил провести новый процесс. И установить, «была ли опасность реорганизации распущенной фашистской партии или угроза общественного порядка». Так как доказать первую часть еще никому не удавалось, прокуратура намерена сосредоточиться на угрозе общественного порядка.

Муссолини пошел на Рим с 30 тысячами сторонников

Муссолини пошел на Рим с 30 тысячами сторонников

«Митинг на пять тысяч человек – это не что иное, как четыре ностальгирующих человека перед надгробием фашиста на провинциальном кладбище, один из которых поднимает руку. Мы должны отличать памятные мероприятия от тех, что представляют потенциальную опасность для общественного порядка», – прокомментировал решение Верховного суда гособвинитель. «Наша демократия сильна, но и суды должны разделять эти события. Фашистское приветствие само по себе является оскорблением индивидуальных чувств, но оно становится и преступлением на митингах в таких масштабах. У нас не может быть разрозненных приговоров, в которых одна и та же группа будет оправдана одним судом и осуждена другим», – добавил он.

Отметим, что мнение прокурора дублирует запрос части общества на принятие единого закона об ответственности за реабилитацию фашизма и демонстрацию нацистской символики, как это сделали, к примеру, в Германии. Другая часть общества, впрочем, не прекращает попыток оспорить даже имеющиеся законы, заявляя об их неконституционности. Большинство же считает, что тема фашизма для Италии закрыта навсегда, и пытается всячески дистанцироваться от этой темы, полагая, что фашизм – это движение меньшинства. Впрочем, в 1919 году так считал и сам Бенито Муссолини, проваливший выборы в парламент. Спустя два года у него уже было 35 мест. В 1922 году всего 30 тысяч его сторонников хватило для организации похода на Рим.

{* *}