Top.Mail.Ru

Страшно ли еврею в Австрии?

08.12.2004

Уже само сочетание слов «Вена» и «евреи» вызывает в сознании ассоциации с традиционным, веками сложившимся образом жизни, который был прерван нацистским вторжением. Сегодня евреи всего мира не могут понять, как их соплеменники могут жить в стране, столь тесно связанной с трагедией Холокоста. Тем не менее, ни один из руководителей еврейских общин страны не упоминает о моральном давлении со стороны коренного населения. К примеру, один из них, профессор еврейской истории Авшалом Ходик (Avshalom Hodik) утверждает: «Безусловно, в Австрии, как и в любой другой стране мира, есть антисемитизм. Но его проявления не так уж откровенны и жестоки».

Кстати, не так давно в самом центре Вены хулиганствующие антисемиты разбили установленную в честь Теодора Герцля мемориальную доску и намалевали на стене оскорбительную надпись. Профессор соглашается: «Ну и что? Такие акты на сегодняшний день имеют место быть везде. Сравните нашу ситуацию с положением французских или немецких евреев — в Австрии все не так уж и страшно! Я, например, спокойно хожу по улицам с кипой на голове. А когда по служебной необходимости встречаюсь с представителями местной администрации или других учреждений, они стараются не назначать встреч на вечер пятницы, так как знают о Шаббате. И примеров тому немало».

А вот у Сони Фейгер (Sonia Feiger), редактора местной еврейской газеты «Die Gemeinde», на этот счет другое мнение: «На самом деле, эта “хулиганская” выходка мне напоминает погром. И полиция, и средства массовой информации старались как можно скорее замять инцидент — мне пришлось 12 раз звонить в полицейский участок, чтобы добиться вразумительного ответа на вопрос, кто же занимается расследованием этого преступления. Несмотря на то, что случилось всё в три часа утра, к двум часам дня никто не потрудился даже убрать осколки и стереть эти мерзкие надписи. Информация о случившемся вкратце прошла разве что в двух местных газетах».

Как бы то ни было, сам Авшалом Ходик признает, что на политической арене отношение к еврейскому вопросу в последние годы не улучшилось — скорее, наоборот. «С тех пор, как на выборах победила партия Хайдера (лидер ультраправой националистической партии, — Ш. К.), вопрос о выплате реституций жертвам Холокоста и членам еврейских общих Австрии “завял” сам собой». В прошлом месяце, когда Австрию впервые посетил президент еврейского государства Моше Кацав, вопрос о реституциях возобновился. Его австрийский коллега, Хайнц Фишер, тепло принимал высокого гостя и охарактеризовал его визит как «очень и очень знаковый».

Авшалом Ходик (С) Сегодня в венской еврейской общине числятся представители различных слоев общества: религиозного, экономического и политического. «Мы создали особую инфраструктуру, способную удовлетворить требования многих — как религиозные, так и социальные, — продолжает профессор. — Но, очевидно, наших стараний недостаточно, потому что с каждым днем из общины уходит молодежь. В нашей общине около 7 тысяч членов, и мы не имеем права разбрасываться людьми». Тем не менее, судя по информации из «Die Gemeinde», культурная жизнь столичной общины бьет ключом. Соня Фейгер от этого не отказывается: «За последние годы в нашей общине культурный аспект стал необычайно важным. Газета “Die Gemeinde” выходит с 1995 года и с тех самых пор культуре мы посвящали от 4-х до 6-ти страниц каждого выпуска. Сегодня нам едва хватает 16-ти».

Руководители общин считают, что могут увеличить количество своих подопечных за счет иммигрантов из Восточной Европы — Украины, Белоруссии и России. Однако, в свете того, что австрийцы неохотно пускают в свою страну «чужаков», выполнить этот план будет трудновато. Кроме того, не исключено, что кто-то сочтет идею привлечения восточноевропейских евреев в Австрию антисионистской. В соответствии с австрийскими законами, еврей, позиционирующий себя как таковой, для признания этого факта должен быть зарегистрирован в общине. По мнению Ходика, евреев гораздо больше семи тысяч человек — очевидно, не все из них сочли нужным объявить об этом официально: «Именно из-за Холокоста многие евреи предпочли забыть о своей принадлежности к народу Книги и всё, что они хотят, это жить спокойно». Спустя два поколения такой настрой в еврейской среде изменился. Профессор продолжает: «Среди потомков поколения Холокоста практически не было коммунистов или тех, кто считал этот строй решением “еврейского вопроса”. И уже их дети возвращаются в общину. Они идентифицируют себя как евреи и развивают активную общинную деятельность».

Главный раввин Вены Хаим Айзенберг (Haim Eisenberg) занимает свой пост более двух десятилетий. Эту должность он принял от своего отца и сейчас все чаще шутит, что когда придет время, семейную династию, возможно, продолжит его двенадцатилетний сын. Как и Авшалом Ходик, раввин полагает, что еврейская община Вены, несмотря ни на что, крепко стоит на ногах, и полагает, что тому есть определенные исторические причины: «Еврейская община Австрии является единым целым, несмотря даже на то, что в нее входят и вовсе не религиозные евреи, и ультраортодоксальные иудеи. Кстати, такое единение не всегда позитивно, ведь заставить настолько разных людей жить одними ценностями невозможно. Допустим, в нашей общине имеются представители реформистского иудаизма, но числятся они неофициально, потому что, в противном случае, от нас уйдут евреи, придерживающиеся классических канонов Торы».

Тем не менее, демократия в общине только приветствуется. Каждые четыре года здесь проводятся выборы совета директоров, в состав которого входит 24 человека. В годы Второй мировой войны еврейская община страны была практически полностью уничтожена. А ведь до начала страшных событий она являлась едва ли не самой крупной в Европе и насчитывала более 200 тысяч человек. Около 65 тысяч из них сгинуло в печах Холокоста, остальные эмигрировали в Израиль, Соединенные Штаты и другие страны. Сегодня в Вене проживает от 7 до 10 тысяч евреев. Венская городская синагога стала единственной, пережившей сравнительно недолгую, но страшную эпоху нацистского засилья. В настоящее время отстроено еще несколько. В столице функционируют три еврейских детских сада и три школы с религиозным уклоном. Разумеется, в Вене работают кошерные магазины и рестораны. Жизнь идет своим чередом…

А может, и не было ничего?

{* *}