Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Шидух. Мужской взгляд

25.02.2011

Шидух. Мужской взгляд

25.02.2011

В будущем году мне исполнится сорок. Вряд ли следует ожидать по этому случаю торжественного приема у английской королевы. Зато в этом году я собираюсь официально избавиться от звания вечного холостяка, и это для меня гораздо важнее и интереснее. Вот я и решил подвести итог: как-никак более 20 лет на рынке еврейских холостяков — есть что вспомнить, что подытожить, пока еще позволяет память.

Начнем с детства. В каждого из нас с юных лет закладывались определенные постулаты. Один такой принцип, который в меня заложили буквально с пеленок, звучал просто и лаконично: «Сенечка, ты должен жениться на еврейке». Я еще понятия не имел, зачем женятся и совершенно не представлял, что мне с этой женой делать, но, тем не менее, программа была задана.

Лет эдак в 13 начали проявляться первые признаки заинтересованности в противоположном поле, пока чисто теоретические. И вот, в один из регулярных семейных выходов в любимый Большой драматический театр, в буфете нам встретился папин знакомый, в обществе супруги и дочери примерно моего возраста. Девочка, как бы это сказать помягче, была воплощением всех существующих стереотипов в отношении представительниц прекрасного пола еврейской национальности. Помню массивные очки, растрепанные длинные волосы и бросающийся в глаза огромный нос. И голос в моей голове, как за кадром в кино: «Сенечка, ты должен жениться на еврейке. Примерно такой, как эта». Разглядывая свою ровесницу, я думал лишь об одном: за что судьба вынесла мне столь суровый приговор? В голове той девушки, скорее всего, промелькнула именно та же мысль — учитывая все те стереотипы, которым я соответствовал в свои 13 лет.

Так уж повелось, что у евреев холостяки не в фаворе. Холостой еврей — плохой еврей. Женатый — уже получше. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» косвенно дала еврейскому обществу право давить на холостых.

Это уже потом, в Израиле, я встретил настоящих еврейских красавиц: йемениток с бронзовой кожей и роскошными длинными черными волосами и грациозных рыжеволосых ашкеназок. Это потом, на Украине и в Москве, мне посчастливилось увидеть огромное множество сногсшибательно красивых еврейских девушек, каждой из которых легко могла быть посвящена знаменитая Песнь Песней. А тогда, покусывая пирожное в шумном буфете БДТ, я лишь сокрушался о своей несправедливой доле.
 
«Сенечка, ты должен жениться на еврейке». Фразу эту, какой бы банальной она ни казалась, стоит подвергнуть тщательному анализу. Ведь ударение в этой фразе делается не только на существительном, но и на глаголе. Так уж повелось, что у евреев холостяки не в фаворе. Холостой еврей — плохой еврей. Женатый — уже получше. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» косвенно дала еврейскому обществу право давить на холостых его членов. Другие заповеди, как, например, «не укради» или «не прелюбодействуй», не удостоились столь пристального внимания общественного мнения.
 
На мое еврейское (в данном случае действительно) счастье, за несколько недель до своего девятнадцатилетия я вступил на Землю обетованную. А там, в Израиле, в вопросе брака существуют два характерных отличия. Во-первых, средний возраст вступления в брак ощутимо отличается от того, что в России. Говоря проще, до тридцати можно не напрягаться. То есть, ваше ближайшее окружение (читай, мама и папа) конечно будет периодически педалировать семейный вопрос, но общество в целом относится к позднему вступлению в брак весьма либерально.
 
Еще один момент, гораздо более существенный. В Израиле не спешат в загс. Во-первых, потому, что загса в Израиле попросту нет. Есть раввинат, где спешить не принято по определению. То есть российская схема — «вечером познакомились, на следующий день расписались» — в еврейском государстве не работает. Опять же, на наше еврейское счастье. Торопиться не принято. Люди предпочитают проверить серьезность своих отношений в ходе совместной добрачной жизни. Правда, порой эти добрачные проверки на прочность затягиваются на всю жизнь.
 
Торопиться с браком в Израиле не принято и еще по одной причине. Официально это вам никто не подтвердит, но я, на правах закоренелого холостяка, чья холостяцкая карьера подходит к концу, так и быть, открою вам тайну. Если жениться в Израиле совсем не так просто, как в России, то бракоразводный процесс вообще превращается в семь кругов ада. Кроме этого, в Израиле, стране победившего феминизма, во время развода суды традиционно становятся на сторону женщины. Точнее, на сторону матери детей. И израильские мужчины об этом очень хорошо знают. Один умный человек в свое время советовал мне выбирать не на ком лучше жениться, а с кем легче потом будет разводиться. Короче говоря, израильские мужчины во всем, что касается брака, исповедуют железное правило: тише едешь — дальше будешь. Все, что я рассказал, касается исключительно людей светских. У ортодоксов свои правила и свои законы.

Один умный человек в свое время советовал мне выбирать не на ком лучше жениться, а с кем легче потом будет разводиться. Короче говоря, израильские мужчины во всем, что касается брака, исповедуют железное правило: тише едешь — дальше будешь.

Так я и жил. С браком не торопился, тщательно проверял и сравнивал все существующие на рынке холостяков возможности. Несколько подзатянул с этими сравнениями и в возрасте 34 лет оказался в Москве. Тут правила игры резко изменились. В одночасье из обычного русскоязычного еврейского мужчины после тридцати я превратился в крайне востребованного потенциального жениха. Не буду детально описывать демографическую ситуацию в России, но там до сих пор «на десять девчонок по статистике девять ребят». И еврейские женихи очень даже в цене. У меня, конечно, были мысли покинуть Москву с «хорошей еврейской девочкой», но к подобному уровню востребованности я оказался слегка не готов.
 
Итак, Московская хоральная синагога или (на сленге московских аидов) «синагога на Горке». Официально — символ борьбы советского еврейства. Неофициально — символ непрекращающегося шидеха, еврейского сводничества. В 80-е сюда приходили бабушки с фотографиями своих внуков и внучек, чтобы найти им достойного еврейского жениха или невесту. Бабушки исчезли, а дух сводничества остался. Попробуйте замешкаться перед входом в главный зал. Тут же вопрос: «Простите, а вы женаты?» Вопрос задается исключительно из вежливости — ведь холостого мужчину вычислить очень просто. И сразу же атака: «А не желаете ли познакомиться с...» Если вы такой юркий и прошмыгнули в зал, не думайте, что вы в безопасности. С верхнего яруса вас очень даже хорошо видно. Первые ряды верхнего яруса синагоги — место исключительно стратегическое. Оттуда неокольцованные девушки внимательно высматривают внизу потенциальных женихов. И если во время молитвы поднимешь голову, тут же увидишь наставленные на тебя пары черных, карих или зеленых глаз. А глаза там порой встречаются такие, что взгляд отвести уже невозможно. Вот и стоишь до конца молитвы с задранной шеей, пока не заболит. Скажите, у вас такого никогда не бывало? А что вы тогда делаете в синагоге?

Но это только на первый взгляд кажется, что все так легко. Хорошие еврейские девушки — это не арбузы, которые в Москве летом продают на каждом углу. Правильные московские девушки знают себе цену. Знают они цену и вам, точнее, легко ее вычисляют. Оглядев вас с ног до головы, среднестатистическая московская девушка может легко заполнить за вас налоговую декларацию. Конечно же, еврейские девушки совсем не такие уж меркантильные. Они просто думают о будущем. Думают о создании семейного уюта. По их мнению, лучшее место для этого — дом в элитном подмосковном поселке. Компромиссы возможны, но, в общем и целом, девушка должна знать, что у ее будущих детей будет достойный кров над головой.

Но камнем преткновения стал отнюдь на квартирный вопрос. Настоящие москвичи считают Москву лучшим местом для жизни. Я, хоть и полюбил Москву, оставаться там жить не собирался. Что открыто и заявлял во всеуслышание. Знай я тогда, что судьба сыграет со мной очередную шутку, и вместо Иерусалима я окажусь в Лондоне, мой рейтинг в глазах московских невест значительно бы повысился. Но я собирался вернуться в Израиль. А в те далекие докризисные времена Израилем московских евреек можно было напугать похлеще Дракулы. В общем, как приехал я в Москву холостяком, так холостяком и уехал.

Небольшое отступление. Когда тебе хорошо за 30, а все твои друзья уже давно женаты и с детьми, оставаться холостяком становится очень сложно.
Привет, как дела?
— Да так, не ахти: сынишка все болеет, у старшей проблемы в школе, жена в очередной раз затеяла ремонт. А как ты?
— Все как обычно. Вот только вернулся из командировки в Нью-Йорк, на выходные ездил в Париж, собираюсь в скором времени слетать в Берлин.
— Да-а... Слушай, когда же ты женишься?

Первые ряды верхнего яруса синагоги — место исключительно стратегическое. Оттуда неокольцованные девушки внимательно высматривают внизу потенциальных женихов. И если во время молитвы поднимешь голову, тут же увидишь наставленные на тебя пары черных, карих или зеленых глаз.

Следующим пунктом моего путешествия стал Лондон. Здесь вообще очень тяжело с кем- нибудь познакомиться. Потому что знакомиться принято в строго определенных для этой цели местах. Так я оказался активным соискателем на сайте знакомств JDate. По правде говоря, знал я об этом сайте и раньше, еще в Израиле, и даже пару раз пытался им воспользоваться, но без особого на то успеха. В столице Великобритании в Jdate сидит практически все еврейское население. Иметь свою анкету на этом сайте знакомств столь же принято, как ходить на пуримские вечеринки или периодически летать в Израиль.
 
Назначаю свидание. Потом еще. Потом еще. Проходят они по-английски. То есть весьма однообразно. «Какое это у тебя по счету свидание на J-date?» «Почему же ты до сих пор не женат?» «Что ты ищешь на этом сайте?» После первых попыток я уже знал правильные ответы на эти вопросы и легко держал мой холостяцкий корабль в заданном фарватере. Через некоторое время выяснилось, что, оказывается, у еврейского сайта знакомств существует весьма серьезный конкурент. Это так называемый спид-дейтинг (метод скоростного знакомства). Чрезвычайно популярен в Нью-Йорке, Лондоне и прочих местах с повышенной концентрацией еврейских холостяков. Сам я спид-дейтингом не воспользовался, Б-г миловал, и знаю о нем лишь по рассказам — что называется, Рабинович напел. Проходят спид-дейтинги в кафе или барах, и выглядит это так: за столики усаживаются семь (или более) заинтересованных девушек. Их уже ожидает соответствующее количество претендентов мужского пола. Итак, претендент номер один подсаживается к столику претендентки номер один. У него пять минут на то, чтобы произвести впечатление. Пять минут — гонг. Затем начинается следующий раунд, и участник пересаживается за очередной стол. И так по кругу. В конце вечера, если за одним из столов интересы и впечатления совпали, участники спид-дейтинга обмениваются телефонами. Чтобы вы поняли: за участие в подобной вечеринке знакомств на скорую руку люди платят деньги. На мой взгляд — не наш метод. Но в условиях чрезмерной загруженности на работе и чрезвычайной сложности с кем-нибудь познакомиться это, говорят, работает.

К вашему сожалению (и к моему счастью), про Лондон в плане холостяцких приключений рассказывать мне особенно нечего. Довольно быстро я исчез с рынка холостяков и не планирую туда возвращаться. Все получилось совсем не по плану — не так, как я ожидал. Искал в одном месте, а нашел совсем в другом

В чем же состоит мораль моей басни, как я могу подытожить многолетний холостяцкий опыт, бесконечные попытки познакомиться, пригласить на свидания, понравиться? Боюсь разочаровать, но мой вывод весьма банален: всех нас (холостяков) где-то ждет наша вторая половинка, наша родственная душа. И сверху нам периодически посылают сигналы на эту тему. Вот тут-то и проблема. Мы привыкли к коммуникации в режиме электронной почты и текстовых сообщений, где все четко, ясно и с минимальным количеством знаков. А эти посылы сверху — совсем другие, закодированные. Распознать их — ох как непросто. У меня, кажется, получилось, чего и вам желаю.

Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. С 2003 году веду блог в Живом Журнале.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}