Top.Mail.Ru

Колумнистика

Евгений Сигал

Два еврея — три мнения

07.06.2011

Два еврея — три мнения

07.06.2011

Каждый из нас часто становится свидетелем споров, конфликтов, выяснения различных «истин». Иногда оказывается вольным или невольным участником подобных ситуаций. Вообще, любые споры и конфликты — дело нервное, отнимающее массу сил и энергии. Как говорит старая, не раз вспоминаемая мудрость, черепахи оттого и живут так долго, что никогда не выясняют отношений. Человеческая природа, в отличие от черепашьей, шансов на бесконфликтное существование не оставляет. Но жизненные ситуации мало похожи на голливудские блокбастеры, в которых сталкивается что-то «доброе и вечное» с «вселенским злом». В жизненных историях обычно сталкиваются две правды. Межъеврейские разборки добавляют свой колорит: обострённое чувство справедливости не даёт возможности промолчать и пройти мимо. Вот и получается конфликт двух справедливостей.

Говорят, что споры и конфликты между евреями стали одной из основных причин разрушения Второго Храма и изгнания. Принято понимать это высказывание в духовном аспекте, но если приглядеться, то оно окажется верным и на материальном уровне.
Тора призывает любить ближнего, жить в мире и согласии, и видит в подобном поведении залог построения справедливого общества. В то же время, наша собственная история показывает, что евреям достигнуть согласия между собой по какому-либо вопросу крайне сложно. Отсюда и шутки про «двух евреев и три мнения», и анекдоты про необходимость строительства еврейским Робинзоном на необитаемом острове сразу двух синагог: чтобы в одну ходить, а в другую — нет. Говорят, что споры и конфликты между евреями стали одной из основных причин разрушения Второго Храма и изгнания. Принято понимать это высказывание в духовном аспекте, но если приглядеться, то оно окажется верным и на материальном уровне. Споры между различными группами в условиях военного времени привели к внутриполитическому осложнению, размежеванию общества и потере еврейской государственности. В этом примере, кстати, видятся аналогии и с угрозами нынешнего времени.

Можно, конечно, считать, что большинство споров — пустые, ведущиеся для самолюбования и самоутверждения спорщиков: мол, доказать «кто круче». Есть даже целая каста таких энергетических вампиров, которые затевают по всем возможным поводам жаркие споры, изматывают окружающих, питаются энергетикой таких представлений. Именно про эти споры говорят, что они бесплодны — в отличие от споров «во имя небес». Но зачастую трудно однозначно определить природу противоречий, так как мелкие и незначительные, на первый взгляд, «придирки» могут оказаться производными частями общего восприятия реальности и личной картины мироздания. Как понимать столкновение двух (или нескольких) полновесный концепций?

Талмуд изобилует дискуссиями, в которых высказываются аргументированные, интеллектуально наполненные и совершенно противоположные мнения. В некоторых ситуациях доходило до конфликтов, препирательств и взаимных оскорблений. Ребе Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе) пишет в предисловии к своей книге Тания, что даже в вопросах о разрешенном и запрещённом можно найти абсолютно крайние расхождения между различными мудрецами. Однако «и одно мнение, и другое — есть слова Б-га Живого». Это метафизическое единство хорошо иллюстрирует анекдот про то, как приходят судиться к раввину два еврея, и раввин говорит каждому, что тот прав, а на недоумение своей жены раввин отвечает, что и она в своём недоумении тоже права.

Гармония разнообразных взглядов родилась при даровании Торы и Десяти заповедей, когда каждый из шестисот тысяч принимающих увидел в этом что-то своё, запомнил, сохранил, осмыслил, передал детям и ученикам.
Опросите после концерта группу зрителей, и каждый расскажет вам про свои ощущения и впечатления. Потом он пойдёт домой, передаст родственникам, знакомым, друзьям. Если это последний концерт легендарной рок-группы, то мероприятие будет ещё долго обсуждаться. А теперь представьте, что Тот, который вне времени и пространства, разрушил привычный порядок вещей и вступил в прямую коммуникацию с народом. Это уникальный экспириенс, и произвёл он впечатление настолько сильное, что мы по сей день его обсуждаем; передаём каждому следующему поколению; живём им, а если и не им, то уж заданным им метаконтекстом — точно. Гармония разнообразных взглядов родилась при даровании Торы и Десяти заповедей, когда каждый из шестисот тысяч принимающих увидел в этом что-то своё, запомнил, сохранил, осмыслил, передал детям и ученикам. И весьма возможно, что для сохранения и развития еврейского богатства талмудическая дискуссия о первородстве быка окажется более осмысленной, чем спор о том, кто пойдёт на выборы — Путин или Медведев.

 

Об авторе:

Евгений Сигал, родился в Москве в 1981 году, по образованию экономист.
Работал в структурах ФЕОР, возглавлял аналитические и маркетинговые подразделения в ритейле, трудился журналистом в крупной медиакомпании, руководил пресс-службой в банке. В течение многих лет занимался аналитической журналистикой в печатных СМИ.
Автор более 100 статей в журналах и газетах по экономической и политической тематикам.


Мнение редакции и автора могут не совпадать

{* *}