Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

От сионистов до олигархов

22.07.2011

От сионистов до олигархов

22.07.2011

Отношения еврейского государства и российской еврейской общины претерпели за последние десятилетия немало изменений. Больше всего повлияла на эти отношения репатриация из России и то, как воспринимались выходцы из России в Израиле. Второй по силе влияния фактор — это российско-израильские отношения, а также уровень представительства Израиля в России. Не менее существенно в этой связи и состояние самой еврейской общины России.

Тот факт, что Израиль был создан русскими евреями, в доказательствах не нуждается. Влияние, которое оказали русские евреи на Израиль, трудно переоценить. Но это — далекое героическое прошлое. Давайте поговорим о прошлом, которое многие из нас еще помнят. Волна репатриации 70-х годов традиционно считается одной из самых сионистских. В Израиль ехали сознательно принявшие решение связать свою судьбу с еврейской страной. Все это правда, как и то, что гораздо большее количество советских евреев предпочли американское гражданство израильскому. Именно в 70-е годы зародилась русскоязычная еврейская община США, насчитывающая сегодня около 900 тысяч человек.
 
Большинство активистов за выезд из СССР, открыто выступавших против КГБ и советской власти, после приезда в Израиль ушли в тень. Борцы с советским режимом оказались морально не готовыми к борьбе с косностью и узколобием в родной еврейской стране.
В Израиле интеграция репатриантов 70-х проходила далеко не так гладко, как это представляют себе многие репатрианты 90-х. Советские евреи, годами боровшиеся за выезд в Израиль, увидели социалистическую страну с правящей левой партией и победившей бюрократией. Со своей стороны, Израиль, наконец принявший в свои объятия легендарных борцов за алию, с удивлением обнаружил, что советские евреи — совсем не такие белые и пушистые. Они не готовы держать язык за зубами, им не нравится ходить строем, а красный цвет вызывает у них жесткую аллергию. В общем, встреча братьев и сестер после многолетней разлуки не прошла гладко. Характерный пример: большинство активистов за выезд из СССР, открыто выступавших против КГБ и советской власти, после приезда в Израиль ушли в тень. Борцы с советским режимом оказались морально не готовыми к борьбе с косностью и узколобием в родной еврейской стране. Тем не менее, волна алии 70-х довольно быстро растворилась в израильском обществе, ведь настрой у тогдашних репатриантов был в первую очередь на быструю интеграцию.
 
И вот пришли годы перестройки, годы массовой репатриацией евреев из СССР в Израиль. Знал ли кто в Израиле, что в течение следующего десятилетия туда переселится миллион бывших советских граждан? Не знал, не верил и не мог поверить. Невозможно было поверить в то, что рухнет Советский Союз, и миллионный поток хлынет не куда-нибудь в США или Западную Европу, а именно в маленький Израиль, население которого в то время составляло менее пяти миллионов человек. Но аппетит приходит во время еды, и с началом волны репатриации из СССР в Израиле всерьез заговорили о миллионе — цифры репатриации создавали ощущение настоящего исхода.
 
На инструктажах израильских посланников, отправлявшихся в страны бывшего СССР в первой половине 90-х, утверждалось, что в течение ближайших пяти лет в России не останется ни одного еврея. Такова была официальная концепция новосозданного Отдела по странам СНГ Еврейского агентства, и этот тезис оставался руководящим для деятельности всех израильских структур в России вплоть до конца прошлого века. Вся деятельность Еврейского агентства в те годы была направлена исключительно на подготовку к репатриации. Сохнутовские курсы иврита продолжались три месяца — чтобы предоставить репатриантам необходимые по прибытии базовые знания. Об изучении иврита исключительно для знания языка не могло быть и речи. Местные сотрудники «Сохнута» по истечении определенного срока работы должны были репатриироваться. Тех, кто этого не делал, увольняли. Израилю потребовались многие годы, чтобы понять, что шутка о последнем российском еврее, который должен погасить за собой свет в аэропорту, в ближайшее время так и останется шуткой.
Имидж выходцев из России в Израиле имеет колоссальное значение в отношении еврейского государства к русским евреям. За последние 20 лет этот имидж дважды менялся кардинальным образом. Если в 90-е годы русские ассоциировались у коренных израильтян с толпами репатриантов с пустыми карманами и голодными глазами, то в начале XXI столетия пришел черед совсем другой крайности. Теперь русский еврей — это олигарх, чудаковатый богач, швыряющийся деньгами направо и налево. Об олигархах стоит упомянуть отдельно.
 
Израилю потребовались многие годы, чтобы понять, что шутка о последнем российском еврее, который должен погасить за собой свет в аэропорту, в ближайшее время так и останется шуткой.
Роман Израиля с богатыми людьми из России и других стран СНГ мягко говоря не сложился. Еще до середины 2000-х официальный Израиль просто не хотел иметь с ними дело. Мало кто может сейчас в это поверить, но тогдашний глава Еврейского агентства Салай Меридор запретил представителям «Сохнута» на Украине поддерживать контакты с Вадимом Рабиновичем. Но постепенно гнев сменялся на милость. К Александру Машкевичу в «Сохнуте» уже было совсем другое отношение. Тот же Салай Меридор, пригласив Машкевича на встречу, вышел из здания «Сохнута», чтобы поприветствовать своего гостя. Понятия не имея, как выглядит Машкевич, Меридор подобострастно принялся жать руку его охраннику.

Теперь о том, как и кем представлен Израиль в России. На политическом уровне Израиль представляет посольство. Взаимоотношения же с еврейской общиной являются прерогативой двух структур: Еврейского агентства «Сохнут» и Бюро по связям «Натив». 90-е годы были для «Сохнута» в России золотым веком. По объему своей деятельности и по размаху представительства то была лидирующая организация. Благодаря молодежным клубам и лагерям Еврейского агентства десятки (если не сотни) тысяч молодых людей приняли решение жить в Израиле. Сейчас об этом остается лишь вспоминать. Бесконечная реорганизация и реструктуризация, ставшая притчей во языцех война отделов вкупе с колоссальным бюджетным дефицитом фактически разрушили созданную в России инфраструктуру «Сохнута». В Москве и других крупных городах влияние «Сохнута» на еврейскую общину минимально. «Сохнут» утратил навыки и механизмы работы с властью в России, без чего деятельность иностранной организации здесь просто не может развиваться. Отмена съезда Попечительского совета Еврейского агентства в Санкт-Петербурге в феврале прошлого года — самый яркий тому пример.

В Москве и других крупных городах влияние «Сохнута» на еврейскую общину минимально. «Сохнут» утратил навыки и механизмы работы с властью в России, без чего деятельность иностранной организации здесь просто не может развиваться.
Но ситуация с деятельностью Бюро по связям еще более туманна. Даже ярые ненавистники «Натива» признают: эксперты этой структуры были практически единственными в Израиле, кто действительно понимал происходящее в России и делал грамотные прогнозы. С тех пор много воды утекло в реке Ха-Яркон. «Натив» принесли в жертву политическим и личным интересам израильских политиков. В последние годы этой структуре то перекрывают финансовый кислород, то, наоборот, пытаются бюджетными вливаниями заново вдохнуть в нее жизнь. В настоящий момент неясен как статус этой организации, так и сама цель ее существования. По сей день «Натив» обладает прерогативой проверки права на репатриацию кандидатов из стран СНГ. Консулы «Натива» скрупулезно проверяют документы, подтверждающие еврейство кандидатов, пытаясь выявить фальсификаторов. Говорят, периодически кого-то вылавливают. Однако целесообразность существования и содержания отдельной государственной структуры исключительно для этой цели вызывает много вопросов. Гораздо больше вопросов вызывает сам факт того, что евреев бывшего СССР, даже спустя 20 лет после его развала, выделяют в отдельную категорию — ведь во всех остальных странах мира проверкой права на репатриацию занимаются посланники Еврейского агентства.

Работать в России считается непрестижным: непростые климатические условия, сложная криминогенная обстановка, дороговизна жизни и т.п. Так что мало кто стремится выбить себе назначение в Москву. Поэтому зачастую израильские дипломаты в Москве не владеют русским языком, не говоря уже о знакомстве с российскими реалиями. В посланники «Сохнута» и «Натива» все чаще идут либо сотрудники этих структур, либо госслужащие, которым после возвращения в Израиль гарантировано рабочее место. Время сионистов-идеалистов прошло.

Что касается послов Израиля в России, то здесь были и взлеты, и падения. В Москве помнят как настоящих профессионалов Цви Магена и Анну Азари, так и престарелого Хаима Бар-Лева и не имевшую ни малейшего понятия о стране пребывания Ализу Шенхар. Думаю, не надо объяснять, как чувствуют себя представители еврейской общины, которым приходиться краснеть за израильского посла.

Значительное количество чеков, поступающих на счета различных израильских организаций, подписаны теперь фамилиями русскоязычных евреев. А с теми, кто подписывает чеки, приходится считаться.
Что такое еврейская диаспора для Израиля, если отбросить все лозунги и на секунду позволить себе быть абсолютно циничным? Это либо резервуар репатриантов, либо денежный мешок, откуда поступают пожертвования, либо активное произраильское лобби. Российское еврейство традиционно выполняло первую функцию, пальма первенства в двух других категориях всегда доставалась американцам. С начала 2000-х ситуация изменилась. С одной стороны, резервуар значительно оскудел. С другой — значительное количество чеков, поступающих на счета различных израильских организаций, подписаны теперь фамилиями русскоязычных евреев. А с теми, кто подписывает чеки, приходится считаться. Что касается лоббирования израильских интересов, то тут еврейская община России далеко позади американских евреев.

Отношения Израиля с еврейской общиной США, к примеру, тоже протекают не совсем гладко. Но у американских евреев есть четкая общинная структура, есть общепризнанное представительство. А в Москве, где зарегистрировано более 200 еврейских организаций всех цветов и оттенков, до сих пор нет организованной еврейской общины в западном понимании этого слова. Да и в Израиле нет организованной общины, представляющей интересы выходцев из России. Две организации, годами претендовавшие на этот титул, Сионистский форум и Объединение выходцев из СССР, уделяли большее внимание соперничеству друг с другом, чем лоббированию интересов русскоязычной еврейской общины.

Российская еврейская община развивается и трансформируется по своим законам, не зависящим от того, хочется ли этого кому-то в Израиле или нет. Эта община больше не готова довольствоваться вторыми ролями, когда основное влияние в еврейском мире находится в руках американской общины. К тому же два ключевых поста, определяющих взаимоотношения государства и диаспоры, занимают сейчас именно представители русскоязычного еврейства. Речь идет о главе Еврейского агентства Натане Щаранском и министре по делам диаспоры Юлие Эдельштейне. Судя по всему, в скором времени российских евреев в Израиле будут воспринимать гораздо более серьезно, чем это было раньше.

 
Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. С 2003 году веду блог в Живом Журнале.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}