Top.Mail.Ru

Колумнистика

Юлия Меламед

Песнопение и наказание

29.02.2012

Песнопение и наказание

29.02.2012

На девушек из панк-группы Pussy Riots завели уголовное дело. За песни в главном православном храме России они могут сесть на семь лет. Но пользователи Сети все еще не удовлетворены: «Попробовали бы совершить такое в синагоге или в мечети!..»

И правда, что было бы, если бы в синагоге или в мечети совершили подобное?.. Что значат такие акции? Это  выпад против конкретных священников или оскорбление христианства? Оскорбление ислама или протест против исламских фундаменталистов? Злободневная реакция на арабо-израильский конфликт или антисемитизм?

Мой опыт показывает, что те, кого сильно бесят попы, и те, кого сильно раздражают верующие, — это одни и те же люди. С моего персонального ракурса антицерковный пафос сегодня — все тот же знакомый атеистический.
Неделю назад в Москве в главном православном храме страны солистки панк-группы Pussy Riots прорвались к алтарю с цветными мешками на головах и проорали что-то малоразличимое. Панковский стиль не предполагает четкой декламации. Реакция на их слова, которые никто не разобрал, была самая что ни на есть бурная. В этом «панк-молебне» можно было, однако, вроде бы, расслышать какие-то призывы в защиту геев, какие-то обличения патриарха, намеки на КГБ и уже вполне ясный крик: «Срань господня!» (три раза). Добрые христиане в Сети немедленно откликнулись на это событие и призвали порвать девушек на части. Интернет-реакция была настолько страстной и тоже своего рода панковской, что и здесь далеко не все слова можно было разобрать. Наиболее внятными и слышимыми призывами были, например, такие: «закопать живьем», «забить лопатами», «отправить в мечеть». Прогремел шаровой молнией по Интернету Максим Шевченко с его статьей «Война бл...дей». Однако цитировать ее не берусь — страшноватенько... На этом фоне выделился комментарий дьякона Кураева, который напомнил, что это хулиганское-карнавальное-масленичное действо вполне вписывается в русские традиции и что надо девушек не убивать, а накормить блинами и по-отечески ущипнуть — не помню уже, в какой последовательности.

В блоге самих панков выложен все-таки их текст: «Черная ряса, золотые погоны. Все прихожане ползут на поклоны. Призрак свободы на небесах. Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах. Глава КГБ, их главный святой, ведет протестующих в СИЗО под конвой. Чтобы Святейшего не оскорбить, женщинам нужно рожать и любить. Срань, срань, срань Господня!»

В общем, как говорил Веничка Ерофеев по схожему поводу: «Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! Какая духовная мощь!» Ну, нормальный такой неумный бред. И никакого богохульства... Нет и того, что увидел там дьякон Кураев: древних русских карнавальных традиций, «когда социальный космос перевертывается» и наступает «масленичный беспорядок». Масленица — это смеховая среда. Для карнавала характерен СМЕХ. А не злоба! И прежде всего, смех по отношению к самому себе. Высмеивание себя, дурачество, и «одурение» всего существующего. А Pussy Riots предложили нечто вовсе не смешное, очень агрессивное, причем исполнено оно было людьми неверующими, ввалившимися снаружи в чужой дом. (Другое дело — сам дьякон Кураев: он действительно наследник этих русских карнавальных традиций — именно он с его фразами, тут же ставшими хитами Сети, о том, как «отмиссионерить, катехизнуть девушку по самое не могу».)

«Валом посыпались злые, разжигающие ненависть и нехристианские комментарии... Мы поражались фантазии верующих и размышляли о судьбах православия в нашей стране. Друзья, называйте себя тогда иудеями, а не христианами!»
Интересно, что в своем блоге девушки из Pussy Riots уверяют, что пафос панк-молебна был исключительно антиклерикальный, направленный против попов, а вовсе не против христианства и веры. Ну, что сказать? Обычно так и говорят. Но мой опыт показывает, что те, кого сильно бесят попы, и те, кого сильно раздражают верующие, — это одни и те же люди. С моего персонального ракурса антицерковный пафос сегодня — все тот же знакомый атеистический.
 
Не забыли девушки из панк-группы и про евреев, отписавшись в своем блоге: «Валом посыпались злые, разжигающие ненависть и нехристианские комментарии... Мы поражались фантазии верующих и размышляли о судьбах православия в нашей стране. Друзья, называйте себя тогда иудеями, а не христианами! Кроме того, сама этика, демонстрируемая так называемыми защитниками православия, имеет ветхозаветный характер: "Око за око, зуб за зуб"». Ну вот, «иудеи» как всегда оказались крайними!..
 
И здесь все не по делу. Если бы принцип «око за око, зуб за зуб» действительно существовал у евреев именно в том виде, в котором его здесь описывают панки, то этим ожидевшим, по мнению панков, христианам следовало бы ворваться к ним в квартиру ночью с гитарами, разбудить и прокричать что есть мочи например такое: «Панки-куртизанки съели все портянки! Дуры! Дуры! Дуры!» — а вовсе не бить их, проклинать или сажать в тюрьму. Такая песня была бы реализацией око-за-очного принципа (как его понимают в группе Pussy Riots).
 
Но в иудаизме принцип «око за око, зуб за зуб» как раз не предполагает рвать зубы и тем более глаза. Наоборот. Это всего лишь требование, чтобы закон был справедлив и выполнялся: в частности за увечье выплачивался бы штраф, а вовсе не наносилось бы ответное увечье.
 
Итак, несмотря на то что уголовное дело заведено — Сеть никак не успокаивается. Христиане возмущаются: такая выходка ни за что бы не прошла безнаказанной ни в мечети, ни в синагоге. Только у нас, дескать, можно наплевать всем в душу, хохотнуть, раскланяться и спокойно уйти домой. Если бы такое же случилось в мечети — живой бы ни одна не ушла. А если в синагоге — событие имело бы мировой резонанс.

В иудаизме принцип «око за око, зуб за зуб» — как раз не предполагает рвать зубы и тем более глаза. Наоборот. Это всего лишь требование, чтобы закон был справедлив и выполнялся: в частности за увечье выплачивался бы штраф, а вовсе не наносилось бы ответное увечье.
Тут надо напомнить, что евреи значительно чаще становятся объектом точно таких же (и гораздо более агрессивных) «арт»-акций. Когда в Кельне открыли «Кельнскую стену плача», где на одном из плакатов еврей в фартуке со звездой Давида с ножом и вилкой поедал палестинского ребенка, а рядом с ним бесстыдно стоял стакан, до краев наполненный кровью (в котором, очевидно, палестинская мусульманская младенческая кровь плескалась вместе с христианской), у устроителей выставки и у прокурора Кельна хватило остроумия заявить, что ничего антисемитского в этой выставке нет: «Это всего лишь злободневная реакция на ситуацию в Газе». Они всегда так и говорят: ничего личного — мы просто критикуем Израиль. Только из-за слов об антиизраильском пафосе вылезает обычный антисемитизм. Не припомню случая, когда бы евреи смогли защитить себя в ответ на подобную провокацию. Всякий раз авторы таких провокаций театрально разводят руками: «А как же свобода слова?» Работает...

Абсурдность и даже невозможность самой мысли о подобной выходке в мечети говорит сама за себя. Расправы и линчевания оставим за кадром. Поговорим о тех случаях, когда нарушителей наказывают законно. За три дня до истории с панками в Москве суд Вены признал дочь известного австрийского дипломата Элизабет Сабадитч-Вольф виновной в оскорблении ислама и мусульман. Обвинение было предъявлено по статье 283 Уголовного кодекса Австрии. Согласно решению суда, женщина выплатит штраф в размере 480 евро. В Европе закон об оскорблении религиозных чувств действует равно в защиту любых религий, но по факту защищает пока только ислам. Мусульманам действительно наиболее часто удается защитить свое религиозное достоинство.

Как будут защищать себя христиане? Российский закон об оскорблении религиозных чувств предусматривает только административный штраф — максимум тысячу рублей. Сразу после скандала появилось предложение: «ужесточить»! Перенести законодательную норму, как в Европе, в Уголовный кодекс. Иначе общество взорвется. А пока ужесточают, закону об оскорблении религии доверять не стали и квалифицировали панк-молебен как хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Христианское сообщество, похоже, всерьез обиделось. Так что девичник в храме может обойтись в семь лет за решеткой.

Автор о себе:
 
Режиссер, сценарист, журналист. Сняла около 30 документалок. Не без международных призов. Нью-Йорк, в частности, признал мою работу «лучшим историческим фильмом». Короткометражка «Один» выиграла в 2011 году на Шанхайском международном кинофестивале. Работала на всех федеральных каналах отечественного телевидения в наши лучшие с ним годы. По базовому образованию логопед. Написаны роман и повесть. Роман «В ночь с понедельника на пятницу» можно выловить в Интернете. Училась в Еврейском университете в Москве. В Израиль езжу каждый год. Как год проходит — подступает тоска, и билет как-то сам покупается: значит, пора.
 
 
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}