Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Не ходил бы ты, Кац, да в депутаты

02.03.2012

Не ходил бы ты, Кац, да в депутаты

02.03.2012

Про сами мартовские выборы в России я ничего не скажу. Но и совсем проигнорировать эту тему мне тоже не удастся. Всему виной ссылка на листовку и на блог одного молодого человека, практически мальчика, собравшегося на выборы в муниципальное собрание одного из районов Москвы. И что мне до этого муниципального собрания в далекой Москве? Таки ничего. Вся загвоздка в том, что мальчик, собравшийся в муниципальное собрание, носит славную фамилию Кац. Причем, судя по фотографии на предвыборной листовке, там такой кац, что это видно за 100 метров в самой темной московской подворотне. А вот когда кацы идут на выборы, мне уже многое есть что сказать.

Я еще не старый больной еврей, но уже и не маленький еврейский мальчик. И я начинаю сильно волноваться, когда кацы идут в политику. Я не параноик и не шизофреник (по крайней мере, я на это надеюсь), но во мне говорит генетическая память моих предков. Эта память хорошо помнит, что хождение кацев в политику не сулит ничего хорошего никому, и прежде всего самим кацам. Это не политологические изыскания, это правда жизни. К тому же, хождение кацев в политику — это всегда экзамен. Экзамен для общества, в котором живет тот самый кац. Экзамен кацам, которые его окружают. И самый большой экзамен — тому самому кацу. Кац — это не фамилия, не вероисповедание и даже не национальность. Кац — это судьба. Если ты родился кацем, у тебя уже нет выбора. Ты можешь убежать на край света, одеться и перекраситься так, что тебя не узнает и родная мама, записаться Ивановым, Смитом или Гонзалесом. И все равно все происходящее в твоей жизни будет определяться, в том числе, и этим фактором, хотел бы ты этого или нет. И если даже на долю секунды тебе вдруг удастся забыть о том, что ты кац, не сомневайся — тебе напомнят. В первую очередь сделают это сами кацы.

Кац — это не фамилия, не вероисповедание и даже не национальность. Кац — это судьба. Ели ты родился кацем, у тебя уже нет выбора... И если даже на долю секунды тебе вдруг удастся забыть о том, что ты кац, не сомневайся — тебе напомнят. В первую очередь сделают это сами кацы.
Когда обычный двадцатилетний молодой человек сообщает своему окружению, что он надумал избираться в муниципальное собрание, большинство из этого окружения в лучшем случае покрутит у виска указательным пальцем. Но когда в муниципальное собрание идет кац — начинается свистопляска. Не-кацы смотрят на него с откровенным удивлением. В нашем светлом, политически продвинутом и политкорректном XXI веке уже нельзя выйти во двор и закричать: «Куда ты лезешь, кац?» И тем не менее во взглядах окружающих прослеживается одна и та же мысль: товарищ не понимает. Наш товарищ, похоже, действительно не понимает. Он вообще-то и вырос совсем в другой стране. Читал умные книжки, путешествовал, в своем юном возрасте заработал много денег. Он искренне верит, что все люди — братья. И не понимает, не хочет понимать того, что нам с вами и так понятно. Имеет право всего этого не понимать.

Тут к делу подключаются кацы. Кацы — народ, требующий соблюдения политкорректности по отношению к ним только со стороны внешнего окружения. Что же касается до выяснения отношений между самими кацами, здесь скажут в лицо все, что у остальных вертится лишь на языке. «Куда ты лезешь? — вопрошают ему подобные. — В зеркале себя видел? С таким шнобелем не в муниципальное собрание надо, а в близлежащую иешиву». Те, что поинтеллигентнее, пытаются образумить: «Что это вы, право, учудили, молодой человек. Понимаем, юношеский максимализм и все такое. Поигрались, и будет. Если уж так невтерпеж пореформировать, то на исторической родине применять свои знания будет намного комфортнее. Но оказалось, что наш герой там уже был. И, к великому ужасу кацев, реформировать хочет не Землю обетованную, а московскую муниципальную единицу. Вопрос всех времен и народов: имеет ли кац право на выбор?

Если уж так невтерпеж пореформировать, то на исторической родине применять свои знания будет намного комфортнее. Но оказалось, что наш герой там уже был. И, к великому ужасу кацев, реформировать хочет не Землю обетованную, а московскую муниципальную единицу.
Какой у каца в данном случае выбор? Выбор первый — сказать: «Дорогие мои, я кац. Мой папа кац, мой дедушка был кацем, и дети мои будут кацами. Если это кому-то не нравится — пусть сдохнут завистники. И, как кац, я хочу сделать нашу окружающую действительность лучше». На мой взгляд, это выигрышный вариант. Такому кацу и доверия больше. Но для этого необходимо быть кацем не только по фамилии, но и по духу. По моему личному наблюдению, такие кацы, как правило, не баллотируются в муниципальные собрания — им есть чем заняться в жизни. Выбор второй — стучать себя кулаком в грудь, насколько позволяет сила урбаниста-любителя, и кричать: «Мужики, я свой! Ну, то есть, по фамилии я, конечно, кац, да и физиономия подкачала, но глубоко в душе я Иванов-Смит-Гонзалес!»

Конечно, в разных странах бывает по-разному. К примеру, в Соединенных Штатах не так давно был даже кандидат на пост вице-президента из кацев. Так тот во время предвыборной кампании спокойно мог себе позволить заскочить в родную синагогу и за кампанию помолиться. Хотя не дай нам Б-г вице-президента США — каца. А вот в Соединенном Королевстве есть лидер оппозиционной партии — тоже из кацев. Этот, как только речь заходит о столь щекотливой теме, сразу занимает оборону: «Чур меня, чур, никакой я не кац. Я либерал и космополит, а происхождение мое — чистое недоразумение». Так волнуется, что аж шепелявить начинает. Так что не дай нам Б-г каца — премьер-министра Соединенного Королевства. Самая сложная ситуация с кацами, идущими в политику, — в России. Россия — это страна, где революции делали кацы, ставшие ивановыми, но расплачиваться по счетам приходилось все же кацам. Так что генетическая память в этой стране свежа, как нигде.

Самая сложная ситуация с кацами, идущими в политику, — в России. Россия — это страна, где революции делали кацы, ставшие ивановыми, но расплачиваться по счетам приходилось все же кацам. Так что генетическая память в этой стране свежа, как нигде.
Хотя современные российские кацы находятся в несколько привилегированном положении. Для того чтобы стать сегодня ивановыми, им совсем не обязательно идти на баррикады. Достаточно лишь приехать в Государство Израиль, единственную страну, где российских кацев по приезде тут же зачисляют в ивановы. Но наш герой уже побывал там. Он вернулся в страну ивановых, чтобы на собственном опыте проверить, можно ли здесь куда-то избираться с фамилией Кац.

Юные тем и отличаются от взрослых, что не понимают очевидных вещей. Благодаря этому непониманию они совершают колоссальные открытия, двигая вперед прогресс. Хорошо бы еще эту энергию — да в исключительно мирных целях. Искренне желаю всем удачи, и в особенности нашему герою. Удачи в деле преобразования городов, в покере, во всем что угодно — кроме выборов. Ибо да храни нас Б-г от кацев, идущих в политику.

Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}