Top.Mail.Ru

Колумнистика

Анна Рудницкая

Если в Рамалле нет воды

18.07.2012

Если в Рамалле нет воды

18.07.2012

Дизайнер Артемий Лебедев опубликовал в своем блоге фотографии и впечатления от поездки в Палестинскую автономию, посокрушавшись, что попасть туда можно только через Израиль, который «я не люблю», и собрав этим постом за ночь и полдня почти две тысячи комментариев. Собственно от Израиля у него впечатлений два: 1) «надо сказать, что за десять лет Израиль стал чуть менее провинциальной дырой, чем был»; 2) паспортный контроль в аэропорту, где «е...т мозги» — куда же без него. Больше в Израиле Артемия Лебедева ничего не заинтересовало, и он поехал, как он сам говорит, в Палестину. Этнографическая экспедиция обернулась постом в защиту угнетенного палестинского народа.

При этом Палестина — и правда очень интересное место. (Правда, если мы хотим использовать это слово, придется сначала уточнить, что термин этот ввели римляне, переименовав в Палестину захваченную ими Иудею, чтобы стереть память о прежних хозяевах места. Так что географически Палестина — это не только нынешняя Палестинская автономия, но и нынешний Израиль тоже.) Так вот, в Палестинской автономии я и сама побывала бы с удовольствием. Я, впрочем, и бывала — на территориях зоны B и С, то есть находящихся под военным контролем Израиля. На территорию зоны А мне с моим паспортом, усеянным отметками израильских пограничников, лучше не попадать.

«Палестинцы про израильтян говорят непринужденно и беззлобно — воду и свет дают х...во, на работу к себе не пускают. Вот и все претензии», — сообщает Артемий Лебедев. Интересно, с кем из палестинцев общался? И на каком языке? В любом случае эти беззлобные люди явно забыли рассказать ему, как они реагируют на заезжающие к ним или просто проезжающие мимо машины с израильскими номерами. Вот немного хроники. 12 июля 2012: «Гражданин Израиля на грузовом автомобиле с израильскими номерами по ошибке заехал на палестинскую территорию в районе Каландии (к югу от Рамаллы). На автомобиль обратили внимание местные жители, молодежь стала забрасывать автомобиль камнями. Израильтянин получил ранения». 8 февраля 2012: «Арабы забросали камнями израильский автобус на шоссе Гуш-Эцион—Хеврон в районе деревни Эль-Аруб». 7 октября 2011: «Арабы забросали камнями школьный автобус, развозивший детей по еврейским поселениям в Иудее».

Артемий Лебедев — очень хороший дизайнер. Но дизайнер, а специалист по арабо-израильскому конфликту. Как верно заметил кто-то об одном видном деятеле российской оппозиции, «он, конечно, чемпион мира по шахматам — но он же не чемпион мира вообще!»
В общем, мне в Рамаллу попасть сложно, так что я с интересом прочитала бы репортаж оттуда. Но пост в блоге Лебедева — это очень плохая журналистика. Не потому, что главное достоинство его слога — матерные слова, автоматически вызывающие восторг аудитории, будучи напечатанными популярным автором без стеснительных многоточий. И не потому даже, что автор на «двойку» работает с фактами: если злобные израильтяне «иногда раз в две недели» дают воду палестинским арабам, то почему только в арабских деревнях (по крайней мере, зоны B и С) можно увидеть людей, подметающих двор методом полива его водой из шланга? Впрочем, слова «главная проблема тут с водой» применимы к Израилю так же, как к территориям – климат тут такой.

Это плохая журналистика, потому что ну зачем же ехать в Палестинскую автономию ради того, чтобы написать, как плохо живут там арабы под гнетом израильтян? Пока Артемий Лебедев работает этнографом, документирующим быт людей — кроссовки с логотипом «Facebook», креативную рекламу стирального порошка, уличные граффити — он интересен. Когда вместо этого он начинает рассказывать о зверствах израильской армии и о тяжелой жизни палестинских арабов, не сделав даже попытки выслушать другую сторону конфликта, — это не столько раздражает, сколько вызывает скуку — как любая пропаганда, и украсить этот текст не способен даже самый затейливый мат. При этом речь именно о высоте полета мысли, а не о векторе ее движения. Читать впечатления произраильски настроенных граждан, побывавших на палестинских территориях и поливающих грязью арабов, скучно точно так же. Потому что любому нормальному человеку старше пяти лет понятно, что если люди так давно не могут договориться между собой, то виноваты, вероятно, все. И в репортаже из Рамаллы, которого мне так не хватает, увидеть хочется именно людей. Уличные граффити и реклама порошка говорят о них больше, чем все могучие геополитические наблюдения автора поста.

Артемий Лебедев — очень хороший дизайнер. Видимо, лучший в России. Но дизайнер, а не журналист, не общественный деятель и не специалист по арабо-израильскому конфликту. Как верно заметил кто-то об одном видном деятеле российской оппозиции, «он, конечно, чемпион мира по шахматам — но он же не чемпион мира вообще!» Лебедев до поста о Палестине успел, например, ярко высказаться о политике в сфере социальной поддержке населения («А не пойти бы вам нах... со своими больными, а? Сколько еще бабла эти сраные больные сожрут без всякого полезного действия? Не пойти ли вам нах... с учителями и пенсионерами? Почему им надо давать какие-либо дополнительные деньги? Пенсионер чего такого в жизни сделал, что ему нужно постоянно пенсию увеличивать? Пусть редиску сажает, если газетами торговать не может»).

Так что на этот пост, вероятно, вообще не следовало бы обращать внимание — если бы не тот факт, что в отсутствие другого репортажа из Рамаллы почти две тысячи человек будут судить о жизни в Палестинской автономии именно по нему. Что делать? Видимо, новый паспорт.

Автор о себе:
 
В журналистике оказалась случайно — в 18 лет и с горя. К моменту окончания университета по специальности «преподаватель иностранных языков» стало совершенно ясно, что случайность была счастливой. Работала в газете «Московские новости», журналах «Огонек» и «Русский репортер». Когда коллега однажды сказала, что журналистика — это исследование плюс творчество плюс возможность что-то изменить, я поняла, за что люблю свою профессию. 
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать

Анна Рудницкая

{* *}