Top.Mail.Ru

Колумнистика

Алина Фаркаш

Почему дуракам везет

24.07.2012

Почему дуракам везет

24.07.2012

Помните анекдот о мужчине, который искал свободное место на забитой парковке? Как он взмолился Б-гу, попросил Всевышнего помочь и обещал, что будет всю оставшуюся жизнь свято соблюдать Субботу? И в этот же момент увидел, как от стоянки отъезжает машина, оставляя ему удобное свободное место. «Извини за беспокойство, Господи, но я уже сам справился!» — сказал этот человек.

В какой мере наша жизнь зависит от собственных решений и в какой нам стоит полагаться на Б-га? Недавно во френдленте я читала следующую историю: две московские девушки встретили на вокзале религиозного юношу из Израиля, который добрался до столицы каким-то удивительным образом на перекладных, у него в России было важное и, несомненно, Б-гоугодное дело. При этом парень говорил только на иврите и совсем капельку на английском, у него не было ни денег, ни контактов, ни жилья, ни идей, как все это заполучить. На все изумленные вопросы девушек он отвечал, что он совершенно спокоен, потому что ему обязательно поможет Б-г. Подруги пришли в ужас от перспектив, которые открывались перед настолько неприспособленным к жизни существом в Москве, и целую неделю с ним нянчились: нашли жилье, кормили, возили, помогли с решением того вопроса, ради которого он и приехал, в конце отвезли довольного потеряшку в аэропорт и посадили на самолет.

— Б-г поможет! — возмущенно фыркнула одна, когда они выходили из «Домодедово», — он даже представить себе не может, что с ним могло случиться, если бы мы его не нашли и не спасли! Как можно в таких делах полагаться на Б-га?! Да если бы он нас не встретил…
— О! — сказала другая.

Все свои удачи я списываю на то, что я умница и Б-г меня любит, а неудачи – на то, что Он таким образом показывает, что мне туда не надо. Мужа эта моя позиция тайно возмущает. Свои удачи муж объясняет милостью Г-спода, а неудачи – тем, что недостаточно старался и мало молился.
Я, почти как этот мальчик, привыкла обращаться к Б-гу с детства, по любому вопросу, как к любящему и заботливому папе, который явно только и думает о том, как сделать мою жизнь лучше и приятнее. Мне нравится первая часть поговорки про «На Б-га надейся». В конце концов я – тот самый везунчик, которому на экзамене всегда достается один-единственный выученный билет. Все свои удачи я списываю на то, что я умница и Б-г меня любит, а неудачи – на то, что Он таким образом показывает, что мне туда не надо. Мужа эта моя позиция тайно возмущает, он сопит и бурчит про то, что я пытаюсь схватить Б-га за бороду. Что Он создал меня с двумя руками, двумя ногами и головой как раз для того, чтобы я всем этим богатством старательно пользовалась. Свои удачи муж объясняет милостью Г-спода, а неудачи – тем, что недостаточно старался и мало молился.

Мне кажется, что этот вопрос имеет несколько ступеней решения. Пункт первый: степень сокрытия Всевышнего в этом мире настолько велика, что мы не можем о нем знать, мы можем в него только верить. А в любой вере уже есть некая толика сомнения. Из этого вытекает то, что никто из нас не может полагаться на все сто процентов, не сомневаясь хоть самым краешком души.

Пункт второй: этот мир не просто так сделан материальным и мы тоже не просто так наделены свободой воли и возможностью совершать в нем вполне материальные преобразования. Из этого можно сделать вывод, что человек должен это делать, что человеку уже было сказано про добывание хлеба в поте лица, человеку не было сказано лежать на диване, искренне верить и не забывать жевать и глотать сладкую халву, которая будет появляться там в ответ на молитвы по воле Господа Б-га нашего.

Пункт третий: и при этом Он — всесилен, Он способен приносить огромную удачу в ответ на крошечные усилия (тому религиозному мальчику все же пришлось своими ногами дойти до вокзала) и при этом — спускать в тартарары усилия очень старательных, очень работящих людей. Где справедливость? И почему так происходит?

Даже не оглядываясь на Б-га, вы наверняка замечали не раз, что есть целая категория людей — сладких раздолбаев, которым просто так и без усилий достается практически все: они дуриком сдают экзамены, им везет встретить на вокзале заботливых и неравнодушных девушек, они случайно находят денежную и ненапряжную работу и всегда оказываются в нужном месте в нужное время, получая радости жизни просто так, бесплатно. В то время как обычного человека, который, вроде, все предусмотрел и продумал, на вокзале разве что ограбят. И за каждую положительную плюшку в своей жизни приходится вкалывать и платить — деньгами, временем, усилиями или здоровьем. Я наблюдала немало случаев, которые тем самым старательным трудягам казались жутко обидными и несправедливыми.

Чем более умен, собран, деятелен и ответственен человек, тем меньше Б-жественных чудес и удивительных удач он встречает на своем пути: все ему положенное он и так получает с помощью своего труда. Это не несправедливость, это — высшая мудрость, потому что дать человеку заработать всегда правильнее, чем подать ему милостыню.
Думаю, что тут дело в возможностях, которые видит Б-г в каждом из нас. Трудяга просто физически не сможет выехать на Шаббат на другой конец Москвы за полчаса до зажигания свечей и не положится на то, что Б-г устроит какое-нибудь чудо, чтобы он смог добраться вовремя. А раздолбай выедет. И скорее всего они оба приедут вовремя — просто потому, что одному из них Господь дал собственные силы, чтобы не опаздывать, а для другого совершил небольшое (даже незамеченное им) чудо.

Это как с детьми: я очень рано увидела, что у меня растет очень самостоятельный и умелый мальчик и рано начала давать ему максимальную нагрузку. В два с половиной года он уже сам ходил мыться — наливал себе ванну, приносил игрушки, мыл голову и все остальное. Я приходила только для того, чтобы вытереть его. Многих детей его возраста все еще мыли родители. Результат оказывался одинаковым — чистый ребенок, но, возможно, моему казалось, что жизнь к нему несправедлива, чистота достается путем гораздо больших усилий.

И вот еще майса на эту тему: к одному известному праведнику пришли люди с просьбой помолиться о дожде, потому что засуха угрожала их урожаю и будущему их семей. Праведник пожал плечами и отказался молиться: «Вы же в это сами не верите! Если бы верили, то захватили бы с собой в путь зонтики…»

И выводы, тезисно. Во-первых, никто из ныне живущих не может полагаться на помощь Всевышнего полностью и абсолютно, мы можем молиться о дожде, но вряд ли будем уверены в нем настолько, чтобы открыть зонтик до того, как на нас прольются первые капли. Во-вторых, чем более умен, собран, деятелен и ответственен человек, тем меньше Б-жественных чудес и удивительных удач он встречает на своем пути: все ему положенное он и так получает с помощью своего труда. В-третьих, это не несправедливость, это — высшая мудрость, потому что дать человеку заработать всегда правильнее, чем подать ему милостыню. В-четвертых, дуракам, чудакам и прочим блаженным все-таки везет. В-пятых, а если лично вам — нет, то это значит только то, что удача вам не особенно требуется, вы получите все причитающееся в день зарплаты, как все нормальные люди.

И кстати, хотя бы один билет все-таки придется выучить. Это говорю вам я, сладкий раздолбай и счастливчик.

Автор о себе:
 
Мне тридцать лет, у меня есть сын и, надеюсь, когда-нибудь будет дочка с кудряшками. Я родилась и выросла в Москве, закончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса», и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние четыре года я работала редактором Cosmo.
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать

Алина Фаркаш

{* *}