Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Всенародные раввины

25.09.2012

Всенародные раввины

25.09.2012

Молитвы Йом Кипура откроются, по крайней мере, в ашкеназских синагогах, пением «Коль Нидрей». Это одна из тех молитв, которые в разные времена многие из наших мудрецов пытались отменить, но народ упорно не поддавался. Почему не поддавался —мы не знаем, но характерно, что народная легенда связывает происхождение этой молитвы с приходом в синагогу марранов —насильственно крещенных испанских евреев. Мол, именно на них указывают первые слова: «В заседании трибунала небес и трибунала земли, с разрешения Господа — да будет благословенно Имя Его — и с разрешения святой общины, мы считаем себя вправе молиться с грешниками».

Исторически марраны тут не при чем, так как молитва лет на триста старше изгнания из Испании, но народное чутье поставило в центр богослужения Йом Кипура именно тот факт, что даже перешедший в другую религию еврей находит себе место в синагоге в этот день. А уж тем более все остальные — бедные и богатые, конокрады и фальшивомонетчики, нищие и сутенеры, кантонисты и коммунисты.

Скажите, кто в наши дни должен следить за тем, чтобы кто угодно мог прийти в синагогу в святой день и чувствовать себя там «своим»? Кто должен помочь родителям, чтобы их младенец был обрезан, чтобы каждый подросток отпраздновал бар-мицву, а каждая пара поженилась по «закону Моше и Израиля»?
Скажите, кто в наши дни должен следить за тем, чтобы кто угодно мог прийти в синагогу в святой день и чувствовать себя там «своим»? Кто должен помочь родителям, чтобы их младенец был обрезан, чтобы каждый подросток отпраздновал бар-мицву, а каждая пара поженилась по «закону Моше и Израиля», и так, чтобы все это прославляло имя Всевышнего, а, не дай Б-г, не наоборот? Именно для этого еще в 1920 году рав Авраам-Ицхак Кук создал Главный раввинат Земли Израиля. Вот что он тогда писал: «Раввинат должен стоять в центре процесса возрождения народа к новой жизни, трудясь вместе с обществом в каждом уголке национального творчества и строительства... постоянно работать над духовным сближением и примирением между разными частями общества, укрепляя Тору и почтение к ней на святой земле».

Но вот продолжает ли эта структура дело своего великого основателя — это еще большой вопрос. Предположим, что вы, читатель, — еврей, но не принадлежите ни к какому течению или общине. Так, сам по себе еврей. Вообще-то вы в субботу предпочитаете ходить на пляж, но в шкафу у вас давно лежит кипа. И вот вы захотели помолиться в Йом Кипур, или попасть на пасхальный седер, или, скажем, собрались жениться. Скорее всего, в этом вам помогут хабадники, или сионистские раввины из организации «Цоар». Если вам повезло, и вы живете в поселении в Иудее или Самарии, в киббуце или мошаве, вам, видимо, поможет община. Не исключено, что вам предложат свою помощь какие-нибудь реформисты. Но рассчитывать на Главный раввинат со всеми его раввинами, чиновниками и бюджетными деньгами я бы не стал. Хотя именно для этого он, по идее, создавался.

Я пишу в шуточной манере, но сдерживаю вопль отчаяния, который вырывается у меня каждый раз, когда очередная контора от религии отгоняет от иудаизма еще одного человека. Когда я узнаю, что в прошедшем году каждая третья еврейская пара среди светских граждан Израиля заключила брак за рубежом, т.е. в мэрии, без хупы. Когда со всех сторон меня окружают чистокровные евреи, записавшиеся гоями, чтобы не морочиться с бумажками, и искренние геры, которых прогоняют официальные структуры...

Этот же крик души породил к жизни программный документ «Об укреплении Главного раввината», который разослала по синагогам страны в конце августа организация «Цоар». Документ подписан главами «Цоара» — это р. Я. Ариэль, раввин города Рамат-Ган, и р. Д. Став, раввин Шоама, — от имени всей организации. Пункт за пунктом они перечисляют очевидные, казалось бы, вещи, требующие скорейшей реализации, например: эффективная работа религиозных судов, быстрый и безболезненный развод, устройство ортодоксальной свадьбы с учетом пожеланий и вкусов молодоженов, свобода выбрать себе раввина для проведения обряда, признание гиюров всеми структурами раввината.

«Главный раввинат Израиля ответственен за всех евреев Израиля и всего мира, а не обеспечивает потребности только религиозных евреев».
Наверное, самое впечатляющее место в документе — это вступление: «Главный раввинат Израиля ответственен за всех евреев Израиля и всего мира, а не обеспечивает потребности только религиозных евреев».

Оказалось, что этот в общем-то немудрящий текст воспринимается в Израиле как революционный! Я читал комментарии в Интернете. Кроме намеков на «реформизм», раввинов «Цоара» обвиняют в том, что они ищут союзников среди светских евреев, а не среди харедим — тяжкий грех в чьих-то глазах.

Для справки. «Цоар» — организация, объединяющая несколько сот сионистских раввинов самой разной направленности. Они начали с устройства ортодоксальных еврейских свадеб, максимально приближенных к запросам светского населения. Таких свадеб они устраивают около трех тысяч в год. В последнее время они понемногу распространяют свою деятельность и на другие сферы религиозной жизни. Я не имею к этой организации ни прямого, ни косвенного отношения, и восхищаюсь ими совершенно бескорыстно.

В ближайшее время, видимо, наконец будут избраны два раввина Иерусалима — уже десять лет именно в Иерусалиме нет городского раввина. Во Франкфурте и в Новосибирске есть, а вот в Иерусалиме — нет.
Понятно, что этот документ появился именно сейчас не случайно. В ближайшее время, видимо, наконец будут избраны два раввина Иерусалима — уже десять лет именно в Иерусалиме нет городского раввина. Во Франкфурте и в Новосибирске есть, а вот в Иерусалиме — нет. А в следующем году дело дойдет и до главных раввинов Израиля. За закрытыми дверями эти процедуры сопровождаются хитрыми политическими сделками между разными направлениями иудаизма.

Не вполне понятно, как рядовой еврей может повлиять на эту политическую кухню. Но каждый из евреев Израиля так или иначе контактирует с раввинатом, это же в значительной степени относится и к евреям диаспоры. Для начала неплохо было бы нам решить, что это — наш раввинат. А «мы» — это все евреи Израиля, да и диаспоры тоже. И если мы будем делать вид, что раввината нет, или что нет проблем, или пытаться обойтись без него — он будет только хуже. И чем сильнее он будет деградировать, тем большее число людей будет стремиться обходиться без него...


Автор о себе:

Мне 45 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже почти 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом – поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество "Место Встречи", которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также "примкнувших к ним товарищей" – на "месте встречи", которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте, или как матрешка – какой образ вам больше нравится).
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}