Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Сеющий ветер пожнет бурю

21.11.2012

Сеющий ветер пожнет бурю

21.11.2012

Шаббат у нас в Иерусалиме на этот раз начался необычно. На заходе солнца раздался звук сирены. Это был не привычный (уже отзвучавший к тому времени) сигнал о том, что пора зажигать свечи, а тревожный накатывающий волнами звук, возвестивший о том, что и Иерусалим находится в зоне обстрела.

С этого момента столица Израиля пополнила список городов, который постоянно рос в последние годы: Сдерот, Нетивот, Беэр-Шева, Ашкелон, Ашдод, Кирьят-Гат, Кирьят-Малахи. Теперь в этот круг вошли Тель-Авив и Иерусалим. И ситуация изменилась принципиально, ее уже не вернуть назад. Игра будет идти по новым правилам. Дело не только в том, что раньше жителям центра страны не хватало сочувствия к населению юга, а теперь постоянная угроза нависла и над их жизнью. Политики прагматичны, нередко, принимая важные решения, они приносят в жертву интересы меньшинства. Но государство не может нормально существовать, когда значительная часть его территории находится под постоянной угрозой обстрела.

Внешняя угроза всегда сплачивает людей, и в периоды войн в Израиле царит особая атмосфера взаимной приязни. Без официозного пафоса и лишних слов люди начинают острее чувствовать братство, взаимную поддержку, общий жребий, объединяющий их в единую семью.
Внешняя угроза всегда сплачивает людей, и в периоды войн в Израиле царит особая атмосфера взаимной приязни. Без официозного пафоса и лишних слов люди начинают острее чувствовать братство, взаимную поддержку, общий жребий, объединяющий их в единую семью. К сожалению, такие ситуации не редкость, они даже превращаются в рутину жизни. Но на этот раз ощущение серьезности происходящего явственно, как никогда.

Рискну предположить, что название нынешней операции в Газе — «Облачный столп» — выбрано неспроста. В ряду названий израильских военных операций прошлых лет это выражение стоит особняком. Впервые в этих целях используется образ, взятый из Торы, причем имеющий вполне определенный контекст. Еврейский народ в его странствиях по пустыне после выхода из Египта сопровождали два посланника Свыше: огненный и облачный столпы. Выражение «огненный столп», благодаря известному документальному телесериалу и предшествовавшему ему израильскому художественному фильму (одному из первых), прочно связалось в израильском сознании с возвращением евреев на свою землю и, в частности, с Войной за независимость. Операция «Облачный столп» естественно воспринимается как продолжение этой войны — ведь она исходит от тех, кто по прошествии 64 лет все еще не смирился с существованием еврейского государства.

Облачный столп вел евреев за собой по пустыне, охраняя их от врагов и всех опасностей... Операция «Облачный столп» начата для того, чтобы вывести  жителей Израиля из-под постоянной угрозы со стороны Газы. Единственным ее результатом, который может удовлетворить Израиль, должна стать гарантия прекращения ракетных атак со стороны мусульманских террористов. 
Облачный столп вел евреев за собой по пустыне, охраняя их от врагов и всех опасностей. Отсюда, кстати, английский вариант названия: «Pillar of Defense» («Столп защиты»). Операция «Облачный столп» начата для того, чтобы вывести жителей Израиля из-под постоянной угрозы со стороны Газы. Единственным ее результатом, который может удовлетворить Израиль, должна стать гарантия прекращения ракетных атак со стороны мусульманских террористов. Таково настроение израильтян — наше знаменитое терпение лопнуло.

Евреи — народ, склонный к рефлексии, воспитанный на тысячелетнем изучении Талмуда, допускающего одновременную правомерность нескольких мнений. Это значит, что в еврейской голове всегда готова возникнуть мысль: «А вдруг правы не мы». В этом заключается корень израильской левой идеологии. Хотя по большинству вопросов мои взгляды диаметрально противоположны их позиции, мне важна эта составляющая израильской политики. Она действительно выражает отличительную сторону еврейской ментальности. Эта склонность удовлетворить требования противника в надежде на примирение, вера в худой мир, который лучше доброй войны, довела Израиль до многочисленных жертв и привела на грань национального раскола. Расчет на то, что жители Газы сами решат свои проблемы, привел к созданию территории-бандформирования, смерть и насилие в которой стали нормой, а агрессия и террор — средствами к добыванию международной помощи. Война и жертвы, которые мы видим сейчас — это дело рук в том числе и тех борцов за права, которые радели о снятии блокады с Газы, помогая тем самым созданию арсенала оружия, без которого этой войны не было бы.

Сеющий ветер пожнет бурю. На войне гибнут не только преступники, но и невинные жертвы, даже если Израиль всеми силами, зачастую с риском для жизни своих солдат, старается этого избежать. Израиль перед военными операциями оповещает мирное население и просит покинуть территорию, намеченную для обстрела. Звонят на телефоны частных лиц, разбрасывают листовки, оповещают через громкоговорители. Террористы же, наоборот, выбирают своей целью мирных граждан: детские учреждения, больницы, кафе, свадьбы и дискотеки, и без стыда угрожают превратить жизнь израильтян в постоянный кошмар. Они не щадят и своих, подставляют под удар больницы, мечети и школы, размещая рядом с ними ракетные установки и склады оружия. «Милосердный к жестоким оказывается в результате жесток к милосердным», — говорит мидраш. Можно сказать это и о тех, кто, руководствуясь милосердием (или прикрываясь им), мешает уничтожению террористов, на деле расширяя круг будущих жертв, в том числе и среди арабов. К сожалению, слишком многим выгодно поддерживать этот конфликт, подливая масло в огонь, а не разрешить его. Какие-то страны таким образом пытаются отвлечь население от собственных проблем, для других война служит источником доходов, поддерживая цены на нефть и создавая рынок сбыта оружия.

Расчет на то, что жители Газы сами решат свои проблемы, привел к созданию территории-бандформирования, смерть и насилие в которой стали нормой, а агрессия и террор — средствами к добыванию международной помощи. Война и жертвы, которые мы видим сейчас — это дело рук в том числе и тех борцов за права, которые радели о снятии блокады с Газы.
На момент написания этих строк — в начале восьмого дня военной операции — неясно, войдут ли израильские войска в Газу или будет достигнуто очередное соглашение о прекращении огня. Ясно одно: уход израильских войск из Газы в 2005 году не только не разрешил конфликт, но и сделал его чуть ли наиболее опасной угрозой для Израиля. Масштаб происходящего затрагивает весь еврейский народ, включая тех, до кого не могут долететь ракеты ХАМАСа. Разумеется, особую важность приобретает любая молитва, любая совершенная заповедь — все то, что объединяет еврейский народ в единый организм, в котором одна часть поддерживает и укрепляет другую.

Современный мир дает понятию «духовная поддержка» новое и конкретное значение. «Война идет на трех фронтах», — заявил руководитель правительственного отдела информации и коммуникаций. Кроме общеизвестного физического фронта военных действий существует еще два виртуальных. Один из них — это противостояние кибернетическим атакам. Только за первые пять дней было отбито 44 миллиона таких атак на израильские сайты. Это работа израильских специалистов, которым пришлось многому научиться за последние годы, когда такие нападения стали постоянными. А вот на третьем фронте, информационном, в социальных сетях, сейчас может сражаться каждый.

Масштаб происходящего затрагивает весь еврейский народ, включая тех, до кого не могут долететь ракеты ХАМАСа. Разумеется, особую важность приобретает любая молитва, любая совершенная заповедь — все то, что объединяет еврейский народ в единый организм, в котором одна часть поддерживает и укрепляет другую.
В мире, где столь многое зависит от общественного мнения, каждый из нас обязан донести до собеседника израильскую позицию. Современные технологии дают широкие возможности для фальсификаций и манипулирования, но они же предоставляют пути для распространения истины. Евреям не привыкать быть в меньшинстве, но именно в наше время каждое правдивое слово оказывает влияние, силу которого не всегда можно сразу оценить.

Да будут услышаны наши молитвы, пусть Всевышний сохранит евреев от смерти и ран, пошлет выздоровление раненым и утешит скорбящих. Пусть от нашей руки пострадают лишь виновные, и да обретет Земля Израиля долгожданный и прочный мир!
Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика  важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнение  редакции и автора могут не совпадать

{* *}