Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Еврей и патриот

15.02.2013

Еврей и патриот

15.02.2013

История Бена Зигера еще долго не сойдет с новостных лент, однако дискутирующих меньше всего будет интересовать, кем был этот молодой человек — израильтянином или австралийцем — и какая из этих двух составляющих оказалась в его судьбе решающей и роковой.

Бедные евреи. Им всегда приходится что-то доказывать окружающим. Что они честнее, сильнее, умнее, работоспособнее остальных. А главное — что они ни в чем не виноваты. Обвинения варьировались в зависимости от страны проживания и исторического периода. Евреев традиционно подозревали в непатриотичном отношении к государству, в котором они жили веками. Однако с момента создания Израиля евреям диаспоры приходится иметь дело еще и с обвинениями в двойной лояльности. Нужно, мол, определиться, за кого вы: за нас (Америку, Францию, Россию и т.д.) или за Израиль.

На немногочисленных смельчаков, отважившихся прийти болеть за Израиль, с нескрываемой ненавистью смотрели не только российские болельщики, но и охранявшие стадион милиционеры. На их лицах весьма ясно просматривалось желание не охранять, а растерзать нас, как изменников родины.
Конечно, во всем виноваты сами евреи. Если бы они тихо-спокойно сидели себе в своих Америках, Франциях, Россиях, ну кто посмел бы упрекнуть их в нелояльности? Но они, с присущим лишь только им упорством, постоянно этот Израиль поддерживают. Кто словом, кто деньгами, а самые бесшабашные собирают свои манатки и перебираются в тот самый Израиль жить. Один доброжелатель как-то объяснял мне: «Понимаешь, у нас в Англии нет антисемитизма, мы крайне уважительно относимся к местным евреям. Но совсем другое дело — те из них, кто уезжает в Израиль. Как можно понять людей, которые ни с того ни с сего решаются оставить старую добрую Англию и переехать непонятно куда?»

И действительно — умом евреев не понять. Вот и возникают вопросы: вы за кого?

В канувшем в лету Советском Союзе отъезжавших на ПМЖ в Израиль молодых евреев, пропесочивая на комсомольском собрании, спрашивали: «Скажите, неужели вы будете стрелять в советских солдат?» В наше время комсомольских собраний нет. Зато есть международные матчи спортивных команд. При всей своей нелюбви к футболу, однажды я все же выбрался на московский стадион «Динамо», чтобы посмотреть игру сборных России и Израиля. Для меня, прожившего в Израиле к тому моменту уже 15 лет, зрелище оказалось крайне поучительным. На немногочисленных смельчаков, отважившихся прийти болеть за Израиль, с нескрываемой ненавистью смотрели не только российские болельщики, но и охранявшие стадион милиционеры. На их лицах весьма ясно просматривалось желание не охранять, а растерзать нас, как изменников родины.

Израиль с первых дней своего существования заявляет о своей ответственности за евреев всего мира. Израиль не потерпит ни антисемитских заявлений, ни физической угрозы в отношении евреев в любой стране. И, защищая евреев, готов пойти на дипломатические конфликты и на ухудшение отношений. Израиль не спустил ни Франции, ни Украине, ни другими странами.
А, может, во всем виноват Израиль? Ведь он видит в еврейских общинах диаспоры своих ближайших союзников и считает, что всегда вправе на них рассчитывать. Некоторые израильские политики даже отказывают евреям диаспоры в праве критически высказываться о действиях израильского правительства или отдельных его представителей. А еще Израиль с первых дней своего существования заявляет о своей ответственности за евреев всего мира. Израиль не потерпит ни антисемитских заявлений, ни физической угрозы в отношении евреев в любой стране. И, защищая евреев, готов пойти на дипломатические конфликты и на ухудшение отношений. Израиль не спустил ни Франции, ни Украине, ни другими странами. А теперь вот и Аргентине.

Вообще-то такая история могла произойти только там, где министр иностранных дел — еврей. А Аргентина — именно такая страна. Именно еврейский глава аргентинского МИДа, больше всех смертных грехов опасающийся обвинений в двойной лояльности, вызвал на ковер израильского посла и начал топать на него ногами. То есть на нее, поскольку представитель Израиля в Аргентине, Дорит Шавит, — женщина. Неподдельный гнев Гектора Тимермана вызвал тот факт, что Израиль позволил себе прокомментировать крайне странное братание аргентинских властей с Ираном. Не какое-то абстрактное братание, а в вопросе расследования терактов в израильском посольстве в Буэнос-Айресе в 1992 году и в еврейском общинном центре двумя годами позже. А поскольку именно Иран и обвиняют в подготовке этого взрыва (причем делает это не какой-то зашоренный и предвзятый Израиль, а сами же аргентинские спецслужбы и полиция), то весьма легко догадаться, куда ведет подобное сотрудничество двух стран. Кто же, как не Тимерман, защитит аргентинских евреев? Правда, не от «Хизбаллы» и Ирана, а от «истинной опасности» — Израиля. Ибо, как считает г-н министр, своими действиями Израиль вооружает антисемитов. Как? Дает повод обвинить евреев диаспоры, что те, мол, нелояльны к странам своего проживания. Несмотря на всю комичность этого утверждения, я все же рискну предположить, что Тимерман не одинок.

Есть такой распространенный миф, согласно которому у каждого еврея два паспорта: один — своей страны, а другой — израильский. И даже если человек никогда и не помышлял о переезде на Землю обетованную, в глазах окружающих нет-нет, но закрадывается сомнение. Может ли еврей работать в секретном учреждении, связанном, к примеру, с поставками оружия в страны Ближнего Востока? И как должен повести себя честный и добропорядочный гражданин еврейского происхождения, в чьи руки по воле судьбы попадает суперсекретная информация, имеющая жизненно важное значение для Израиля? Кто такой Джонатан Поллард — шпион и предатель или же герой еврейского народа? Правда, в отношении Полларда существует еще и третья версия — что он просто сумасшедший.

Может ли еврей работать в секретном учреждении, связанном, к примеру, с поставками оружия в страны Ближнего Востока? И как должен повести себя честный и добропорядочный гражданин еврейского происхождения, в чьи руки по воле судьбы попадает суперсекретная информация, имеющая жизненно важное значение для Израиля?
А вот кто такой Бен Зигер — непонятно совсем. Еврейский юноша из Австралии, страстный сионист, воспитанник еврейского молодежного движения, мечтавший об Израиле. Идеалист, завербованный израильской разведкой «Моссад», выполнявший различные задания в самых опасных уголках. Австралийский и израильский гражданин, покончивший с жизнью в одиночной камере израильской тюрьмы. Евреи не видят ничего необычного в том, что еврейские юноши и девушки со всего мира стремятся послужить интересам Израиля. А вот президент Аргентины намекнула, что и глава еврейской общины Аргентины — израильский шпион. Не потому, что владеет навыками конспирации и умеет уходить от преследования. А потому, что высказывается в пользу Израиля.

Про выходку аргентинского министра иностранных дел забудут очень скоро, как и про самого министра, а история Бена Зигера еще долго не сойдет с новостных лент по всему миру. В Израиле же этот скандал, в котором замешаны не только спецслужбы, но и военная цензура и политические круги, и подавно будет бушевать еще долго. Однако дискутирующих меньше всего будет интересовать, кем был этот молодой человек — израильтянином или австралийцем — и какая из этих двух составляющих оказалась в его судьбе решающей и роковой.

На самом деле, вопрос о двойной лояльности евреев возникает у кого угодно, но только не у самих евреев. Проживающие в США, Европе, России прекрасно понимают, что, при всей любви к Израилю, они прежде всего граждане своих стран, по крайней мере пока они там проживают. Но всегда находятся те, кто решают заработать политический капитал на этом высосанном из пальца вопросе.


Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах.
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.

Мнение редакции и автора могут не совпадать.
 
{* *}