Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Праздник будущего

22.02.2013

Праздник будущего

22.02.2013

Пуримские шутники любят задавать вопрос о том, зачем Аману понадобилось планировать уничтожение всех евреев за один день. И тут же отвечают: он подозревал, что из его замыслов ничего не выйдет, поэтому хотел, чтобы в году был лишь один такой большой еврейский праздник. Впрочем, атмосфера праздника ощущается заранее, еще во время поста Эстер, когда синагогу постепенно наполняют дети в карнавальных костюмах. В этом году веселье растянулось на максимально возможный срок — начиная с четверга и до позднего вечера понедельника, когда праздник доходит до Иерусалима.

Присущее Пуриму веселье известно своим отказом признавать любые границы. Как сказано об этом в Талмуде, «надо пить до тех пор, пока не перестанешь различать разницу между проклятием Амана и благословением Мордехая». Но в самой этой формуле есть намек на то, что пуримское веселье — не самоцель, а лишь путь к высокой ступени познания. Великий мудрец XVII века Иешаягу Горовиц (Шло) описывал обычай мудрецов Святой Земли устраивать трапезы, за которыми они выпивали больше вина, чем обычно, много говорили о Торе, в результате чего «большое веселье усиливает силу разума в душе, и он готов раскрыть глубины мудрости».

Не странно ли, что именно Пурим, почти свободный от запретов и торжественной серьезности, претендует на соответствие идеальному миру будущего? Разумеется, это не случайно. Именно в этой особенности праздника скрыта важнейшая основа всего еврейского мировоззрения.
В Книге Эстер говорится, что дни праздника Пурим «не уйдут от евреев». Мидраш делает из этих слов такой вывод: «все праздники в будущем отменятся, а дни Пурима не отменятся». Не странно ли, что именно Пурим, почти свободный от запретов и торжественной серьезности, претендует на соответствие идеальному миру будущего? Разумеется, это не случайно. Именно в этой особенности праздника скрыта важнейшая основа всего еврейского мировоззрения.

Понятие совершенного мира, мира мессианских времен, давно уже перестало быть частью исключительно еврейской религии и в той или иной форме стало достоянием всего человечества. Кто-то верит во «второе пришествие», кто-то — в технический прогресс, но в целом человечество продолжает надеяться на будущее. Вот только рисуется это прекрасное время всем по-разному. Еврейская мечта выделяется среди других своей деловитой реалистичностью.

Рамбам завершает свой фундаментальный труд описанием мира будущего: «В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества». У этого состояния мира будут свои возвышенные черты: «Весь мир будет занят только познанием Всевышнего... как сказано: “Ибо наполнится земля знанием Господа, как море полно водою”». Однако сама картина будущего мира, в котором не будет войн и вражды, не требует дополнительных объяснений и близка каждому.

Вот эта обыденность и сближает Пурим с будущим миром. Атмосфера пуримского празднования — это и есть прообраз мира, в котором нет места зависти и соперничеству. Веселье сбрасывает с людей привычные маски, традиционное переодевание символизирует выход из привычных ролей, где один выше, а другой ниже, в пьяном веселье все преграды между людьми вдруг оказываются ничтожными и им нечего делить между собой.

Евреи, несомненно, верят в чудеса, и тот же Рамбам, ободряя евреев Йемена в своем знаменитом Йеменском послании, напоминает о возможности чудесного появления в любой момент Мессии, избавляющего народ Израилев от всяческих бед. Но в качестве основного варианта более вероятным все же представляется постепенное совершенствование мира, приближающегося к гармонии.

Когда еврей громогласно заявляет, что Мошиах пришел, это прежде всего означает, что мессианские времена еще не наступили и Мошиах еще не пришел окончательно. Ведь после наступления мессианских времен убеждать кого бы то ни было в этом не будет никакой надобности — как в Пурим человек не будет никого убеждать, что ему весело.
У «обыденности» еврейского мессианства есть свои немаловажные следствия. Антисемитами это свойство однозначно воспринимается как стремление к мировому господству. Печально известные «Протоколы сионских мудрецов», плагиат памфлета против Наполеона III, до сих пор имеют успех, теории всемирных заговоров тоже пользуются немалой популярностью. Мечта о всемирном торжестве справедливости, победе духовной жизни над материальностью преломляется в головах различных амалеков на свой, грубый манер, превращаясь в обвинение в жажде власти.

Но есть и еврейская сторона «обыденности» мессианства. Во всех поколениях евреи пытались в настоящем уловить признаки будущего. Именно об этом говорят те или иные утверждения о начале избавления или о звуке шагов Мессии или даже о том, что он уже приходит. Когда еврей громогласно заявляет, что Мошиах пришел, это прежде всего означает, что мессианские времена еще не наступили и Мошиах еще не пришел окончательно. Ведь после наступления мессианских времен убеждать кого бы то ни было в этом не будет никакой надобности — как в Пурим человек не будет никого убеждать, что ему весело.

Слова о приходе Мошиаха означают, что обладающие повышенной наблюдательностью люди заметили ростки будущего и привлекают к ним наше внимание. Что-то изменилось, и мы стали на шаг ближе к тому идеальному миру, которого так ждем.

Многие известные раввины провозглашали в течение последнего столетия близость прихода Мошиаха. Наверное, самая известная из таких деклараций — слова Любавичского Ребе, произнесенные им в 1991 году, — что Мошиах уже присутствует в мире и нам осталось лишь встретить его. Ребе призвал своих хасидов «жить с Мошиахом». В начале 90-х мир кардинально изменился. Люди с тех пор тоже стали иными, даже те, кто сейчас ностальгически вздыхают о прошлом, просто не смогли бы вернуться обратно, в мир, где человек был прочно зажат во множестве границ, как внутренних, так и внешних. Тот мир ушел навсегда и от всех, но и нынешний пока еще далек от идеала.

Пурим — это время, когда «жизнь с Мошиахом» становится не только теоретически возможной, но и легко реализуемой. Атмосфера веселья как бы приподнимает нас над миром, и ощущение спокойствия и внутренней гармонии становится уделом каждого. Это ощущение останется с нами на весь год.
Выражение «жить с Мошиахом» имеет традиционную трактовку: интеллектуальное постижение законов и свойств мессианской эпохи. Но остается и простой смысл: в наше время мы уже можем жить по правилам мира будущего, без зависти и соперничества. Зависть и враждебность возникают в человеческой душе из-за ощущения тесноты и отсутствия простора (как у любителей упомянутых выше «Протоколов»). В тесноте каждый отнимает у тебя место под солнцем. Информационная революция сделала людей свободнее. Выход в информационное пространство (ставшее открытым для пользователя в начале 90-х) позволяет жить, не конфликтуя с непосредственным окружением, а значит, и не завидуя.

Пурим — это время, когда «жизнь с Мошиахом» становится не только теоретически возможной, но и легко реализуемой. Атмосфера веселья как бы приподнимает нас над миром, и ощущение спокойствия и внутренней гармонии становится уделом каждого. Это ощущение останется с нами на весь год.

Веселого всем Пурима!
Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика  важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}