Top.Mail.Ru

Колумнистика

Алина Ребель

Знакомство со страхом

26.02.2013

Знакомство со страхом

26.02.2013

В Голливуде раздали «Оскаров». В том, что главная в мире кинонаграда — акция политическая, уже никто давно не сомневается. Вот только на сей раз действо это можно совершенно точно считать объявлением войны. Пока лишь информационной. 


«Оскаров» редко дают просто так. И номинанты этого года в этом смысле исключением не стали. Главными претендентами на звание лучшей картины года выступили грандиозный байопик Стивена Спилберга «Линкольн» и исторический триллер Бена Аффлека «Операция “Арго”». «Линкольн» проиграл. Причины этого, как мне кажется, очевидны. Тему рабства обычно стыдливо замалчивают, в американском и мировом кинематографе она — табу. Говорить о том, что страна, позиционирующая себя как оплот мировой справедливости, начиналась с откровенного геноцида и немыслимого живодерства, как-то неприлично. И поэтому даже история президента, победившего рабство, не могла выиграть в гонке за «Оскар». «Линкольну» дали парочку статуэток и отпустили с миром. Но настоящей сенсацией минувшего киногода стала лента «Операция “Арго”», которая вот уже несколько месяцев собирает все престижные кинонаграды — от BAFTA до «Золотого глобуса». «Оскар» стал кульминацией. И кульминацией не только признания кинематографических достоинств этого фильма. Но и совершенно очевидным политическим посланием миру: создателей фильма, в котором Иран представлен как Ось Зла, награждала первая леди США Мишель Обама.

«Оскар» стал кульминацией. И кульминацией не только признания кинематографических достоинств этого фильма. Но и совершенно очевидным политическим посланием миру: создателей фильма, в котором Иран представлен как Ось Зла, награждала первая леди США Мишель Обама.
«Операция “Арго”» — фильм настолько идеологически однозначный, что не понять его «месседж» просто невозможно. 1979 год. В Иране революция. Толпы исламистов берут штурмом американское посольство в Тегеране, но шестерым сотрудникам дипмиссии удается бежать из захваченного здания. Они скрываются в доме посла Канады. Если иранцы узнают, что шестеро американцев бежали, они, конечно, всех убьют. Задача сотрудника ЦРУ Тони Мендеса — вывезти перепуганных дипломатов из бурлящего исламистского котла. «Операция “Арго”» принадлежит к числу тех фильмов, которые начинаешь смотреть как иллюстрацию к историческим событиям. И вдруг оказываешься активнейшим участником этого действа, участником, который не уверен, что из этого ада можно выбраться живым. Озверелые толпы штурмуют машины и госучреждения, на строительных кранах (прямо на улицах Тегерана) раскачиваются трупы повешенных, любой неосторожный жест или взгляд — и обычные прохожие разорвут тебя на куски.

Бену Аффлеку многое удалось в этом фильме. Но, в первую очередь, он удивительным образом смог передать атмосферу непреходящего ужаса, который испытывает любой европеец, оказавшись в атмосфере животной агрессии исламской страны. «Арго», в сущности, очень талантливый фильм ужасов, в котором пугают не монстры с пластилиновыми клыками и щупальцами, а вполне реальные люди. Люди, которые живут с нами совсем рядом, на этой же, такой небольшой, в сущности, планете.

Бен Аффлек удивительным образом смог передать атмосферу непреходящего ужаса, который испытывает любой европеец, оказавшись в атмосфере животной агрессии исламской страны. «Арго», в сущности, очень талантливый фильм ужасов, в котором пугают не монстры с пластилиновыми клыками и щупальцами, а вполне реальные люди.
Иранцы, конечно, страшно обиделись. Придворный иранский режиссер даже заявил, что «Операция “Арго”» — ложь и поклеп, а сам он готов снять свой фильм о событиях 1979 года. Что, впрочем, совершенно не важно, поскольку маховик уже запущен. Американцы не просто сняли фильм о том, как ЦРУ вместе с голливудскими продюсерами придумывают совершенно фантастический план спасения своих соотечественников. Они сняли фильм о том, что вот эта атмосфера безмерной жестокости, царящая в исламском Иране, — стопроцентная, бесспорная, ежесекундная угроза цивилизованному миру. И они не просто сняли об этом фильм, поправ все законы толерантности, которая стала фетишем для Европы в последние годы. Эта лента получила главную кинонаграду мира из рук первой леди США. Таким образом, «Операция “Арго”» становится декларацией о том, как видит Белый дом текущую внешнеполитическую ситуацию.

Другой претендент на «Оскар» — фильм «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу (об операции по устранению Бен Ладена) — лишь подтверждение моего предположения. Штаты всерьез взялись за информационную войну с исламскими фундаменталистами. «Цель номер один» ведь тоже об этом вот абсолютном зле, о терактах, разрывающих в клочья тела, мечты, надежды, и о том, что успеха этой операции (устранившей Бен Ладена) недостаточно, пока в исламских странах процветает воспитывающий террористов фундаментализм.

По долгу службы мне приходится смотреть огромное количество самых разных фильмов. И ни один из них за последнее время не поверг меня в состояние такого абсолютного ужаса, как «Операция “Арго”». И это при том, что в фильме нет ни расчлененки, ни крови, ни каких-то других откровенно пугающих сцен. Но атмосфера гнетущего, физиологического страха перед вот этой непреодолимой агрессией захватила меня в плен на несколько дней. И в этом, пожалуй, заключается главный плюс фильма Бена Аффлека.

«Операция “Арго”» — попытка познакомить мир с надвигающейся на него тьмой... Ведь пока цивилизованный мир прячет голову в песок, не желая замечать обезумевших фанатиков с ядерной бомбой подмышкой, фанатиков этих становится все больше. А Израиль (и США руками Израиля) опасается вырвать из рук безумцев смертельно опасное оружие.
Он не просто снял очередное кино о том, что американцы хорошие, а все остальные — так себе. Он начал информационную войну, в которой, хотелось бы верить, победителем может оказаться и Израиль. Израиль, который не скрывает своего стремления уничтожить ядерные объекты Ирана, но опасается общественного мнения. Ведь любая попытка нанести удар по иранским целям обернется многочисленными статьями в мировой прессе, которые будут обвинять Израиль в агрессии против несчастных иранцев. Каждый взрыв будет сопровождаться европейскими стенаниями о несправедливости Израиля по отношению к соседям. Каждая ракета, выпущенная по ядерным объектам, приведет к созданию очередного фонда помощи несчастным иранским жертвам в каком-нибудь Дрездене или Роттердаме. Почему это происходит? Конечно, потому, что люди привыкли верить прессе и фильмам, в которых арабские страны удачно преподносят себя в роли безвинных жертв. И до сих пор Израиль отчаянно проигрывал информационную войну своим противникам, не умея предъявить миру эффектные и убедительные контраргументы.

Американцам это удалось — они сняли по-настоящему пугающее кино. Пугающее на животном уровне: человек не может не бояться злобных разъяренных фанатиков, готовых разорвать в клочья любого, кто осмелился поднять на них глаза. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: ядерное оружие в распоряжении Ирана представляет реальную угрозу жизни не только для обитателей Израиля, но и для всего мира. Мира, который отворачивается от этой угрозы, как отворачивался от любого надвигавшегося на него ужаса. Просто потому, что человек — а, следовательно, и мир в целом — до последней минуты будет отрицать угрозу, с которой он незнаком. «Операция “Арго”» — попытка познакомить мир с надвигающейся на него тьмой. Первая, удачная и, очень надеюсь, не последняя. Ведь пока цивилизованный мир прячет голову в песок, не желая замечать обезумевших фанатиков с ядерной бомбой подмышкой, фанатиков этих становится все больше. А Израиль (и США руками Израиля) опасается вырвать из рук безумцев смертельно опасное оружие. 


Автор о себе:
 
Мои бабушка и дедушка дома говорили на идиш, а я обижалась: «Говорите по-русски, я не понимаю!» До сих пор жалею, что идиш так и не выучила. Зато много лет спустя написала книгу «Евреи в России. Самые богатые и влиятельные», выпущенную издательством «Эксмо». В журналистике много лет — сначала было радио, затем — печатные и онлайн-издания всех видов и форматов. Но все началось именно с еврейской темы: в университетские годы изучала образ «чужого» — еврея — в английской литературе. Поэтому о том, как мы воспринимаем себя и как они воспринимают нас, знаю почти все. И не только на собственной шкуре.
 
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}