Top.Mail.Ru

Колумнистика

Марк Галесник

Сефардов ударили шекелем

01.05.2013

Сефардов ударили шекелем

01.05.2013

Как давно известно, деньги портят людей, пробуждая в них самые низменные инстинкты: скупость, зависть, мстительность. Единственное, что еще вселяло оптимизм, это то, что портят они всех, независимо от национальной принадлежности, цвета кожи и религиозных убеждений. Деньги, в отличие от женщин, любят все, как бы они ни выглядели. Их, как настоящих мужчин, всегда не хватает. И у всех примерно одинаковая реакция на их избыток или отсутствие. Трудно даже вообразить вспышку национальной розни, поводом для которой стало бы отношение к купюрам.


Тем неожиданней выглядит скандал, вспыхнувший на днях на денежной почве в Израиле. Арье Дери, один из лидеров религиозной партии ШАС, объединяющей выходцев из стран Азии и Северной Африки, заявил, что новые банкноты, вводимые Банком Израиля, задевают национальные чувства — как его собственные, так и других выходцев. Причем глубину оскорбленности определяет не ценностный эквивалент купюры, а ее дизайн. Да, граждане, на купюрах этих — сплошь ашкеназские евреи русского происхождения. Кого ни послюнявь — или крымчанин Шауль Черниховский, или калининградка Лея Гольдберг, а то и вовсе варшавянин Натан Альтерман. И хоть бы какой-нибудь Абарбанель — так нет! В общем, побили шекелем сефардов.

Кого ни послюнявь — или крымчанин Шауль Черниховский, или калининградка Лея Гольдберг, а то и вовсе варшавянин Натан Альтерман. И хоть бы какой-нибудь Абарбанель — так нет! В общем, побили шекелем сефардов.
Арье Дери когда-то разработал целую структуру перекачивания госбюджета в карманы избирателей своей партии. Кстати, тогда ему не мешало, что деньги не были украшены правильными портретами. Структура эта была настолько эффективной, что в 90-х годах израильский суд предоставил Арье Дери творческий отпуск за мошенничество и взятки. И вот теперь, отсидев свой срок, он возвратился в политику с привычным разделением потребителей госбюджета на правильных евреев и на неизвестно кого. К первой категории относятся все избиратели партии ШАС, ко второй — все остальные.

Разделение классическое. Еще 20 лет назад, в начале благословенной Большой Алии, неожиданно обнаружилось, что на исторической родине далеко не все рады понаехавшим. Сефардская община, заподозрив, что эти понаехавшие могут отнять у них доходы и привилегии, развернула целую кампанию очернения репатриантов, сомнительное происхождение которых, по мнению кошерных шасников, не должно давать им никакого доступа к еврейскому бюджетному пирогу.

Бесконечные нападки на «русских воров и проституток» ни разу не вызвали протеста у израильских правозащитников, всегда готовых вступаться за обижаемых арабов. Помалкивала и совесть нации, представленная ивритоязычными журналистами и политиками. Правоохранительная система тоже оставляла без внимания высказывания, которые в любом цивилизованном государстве закончились бы судебным процессом. В известной степени, нежелание связываться с откровенно расистской пропагандой было связано с тем, что за спиной спикеров ШАСа стоял духовный авторитет этой партии, раввин Овадия Йосеф, человек уважаемый, мудрый и, без сомнения, литературно одаренный.

Нежелание связываться с откровенно расистской пропагандой было связано с тем, что за спиной спикеров ШАСа стоял духовный авторитет этой партии, раввин Овадия Йосеф, человек уважаемый, мудрый и, без сомнения, литературно одаренный... Высказывания почтенного ребе могли бы претендовать на премию им. Черномырдина, если бы такая существовала.
Высказывания почтенного ребе могли бы претендовать на премию им. Черномырдина, если бы такая существовала. Так, национального героя Израиля Ариэля Шарона он обозвал «начальником мусорных бачков», премьер-министра Эхуда Барака «хромой козой», главу МИДа Авигдора Либермана — «помощником дьявола». Запомнилось и менее остроумное высказывание Овадии Йосефа о том, что евреи — жертвы Холокоста были наказаны Всевышним за грехи их предков.

Волна народного творчества вызвала ответную волну. Русскоязычные газеты 90-х пестрели черно-белыми шаржами и яркими эпиграммами на ортодоксов. Появились многочисленные анекдоты о недоделанных сефардах. Например: «Как кончает собой марокканский мужчина? Спрыгивает со своего ЭГО на свое IQ».

Но апогея эта кампания протеста достигла в период выборов в Кнессет в 1999 году. Стратегический советник лидера партии «Исраэль ба-Алия» Н. Щаранского Моти Морель почувствовал тогда неприязнь между «русской» и «сефардской» общинами и желание крупных партий стравить между собой две маргинальные группы, чтобы не путались под ногами у столбовых политиков. Морель предложил Щаранскому для кампании лозунг «МВД под наш контроль!», который принес партии репатриантов два дополнительных мандата. Парадокс заключался в том, что ШАС, напуганный посягательством «русских» на главную сефардскую кормушку (муниципальные бюджеты МВД), в панике задействовал все свои ресурсы и заработал пять дополнительных мандатов.

Анти-репатриантские выпады стали основой пропагандистской стратегии шасовцев в борьбе за госбюджет. Ведь каждому должно быть понятно, что финансирование их иешив, со средневековыми взглядами на науку, — это богоугодное дело, а поддержка репатриантских воскресных школ с физико-математическим уклоном — богопротивное. Поскольку те — настоящие евреи, а эти — сомнительные. Хотя, между нами говоря, тот же Овадия Йосеф родился в Багдаде и звали его тогда Абдалла Юсуф. Так может быть уже пора начинать проверки на еврейство выходцев из арабских стран?

Оставшись не у дел, точнее, не у бюджета, ШАС устами своего самого яркого политика, Арье Дери, пытается перенести на весь Израиль противостояние с «русскими» репатриантами. Отсюда и неожиданная оскорбленность тем, что на новых купюрах будут изображены исключительно писатели ашкеназского происхождения, да еще выходцы из России.
Безудержная алчность и манипулирование только им известной Б-жьей волей противопоставили партию ШАС всей политической системе Израиля, что достаточно красноречиво проявилось на состоявшихся в январе выборах. НЕучастие своекорыстного воинства в правительстве стало главным условием формирования коалиции. И теперь, оставшись не у дел, точнее, не у бюджета, ШАС устами своего самого яркого политика, Арье Дери, пытается перенести на весь Израиль противостояние с «русскими» репатриантами. Отсюда и неожиданная оскорбленность тем, что на новых купюрах будут изображены исключительно писатели ашкеназского происхождения, да еще выходцы из России. Да, деньги не пахнут, но как отвратительно выглядят!

В целом, обида меньшинства, особенно после того, как у него отняли привилегии большинства, понятна. Но тогда уже придется во всем отстаивать идею этнического равенства. Например, на картах израильских городов улиц, названных в честь самых разноименных Коэнов, Леви, Азулаев и Абарджилей, несопоставимо больше, чем в честь Мандельштамов или Шварцев. А сколько наших известных современников и соплеменников остались без улиц и площадей имени себя! Одному только Рабиновичу досталось. Но тут уж ничего не поделаешь. Пожертвуйте Иерусалиму золотую Менору — и вашей фамилией, может быть, тоже назовут какую-нибудь площадь.

Автор о себе:
 
Родился в Куйбышеве, первый фельетон написал в 9-м классе. Учился в Литинституте в Москве. Заведовал сатирой и юмором в «Вечернем Ленинграде». В 1990 году перебрался в Иерусалим и 20 лет издавал еженедельник для тех, кому еще смешно «Бесэдер?». Написал несколько пьес, выпустил несколько книг, вырастил Даниила и Агнию, посвятил жене роман «Пророков 48», посадил кипарис. Вот — как раз поливаю.
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}