Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Достойная месть

04.07.2014

Достойная месть

04.07.2014

Слишком часто за последние дни в Израиле звучало слово «месть». Как и все другие слова, удостоившиеся быть включенными в нашу святую Тору, слово это хорошее, достойное. Но только если произносить его к месту и по делу. А что это значит — к месту?

Тема эта непростая. Хочется повторить очевидную вещь, о которой, впрочем, трудно все время помнить. Мы, евреи, не просто народ. Хотим мы того или не хотим, мы народ, у которого в этом мире особая миссия. И миссия эта — освящать имя Всевышнего в мире. Нравится нам это или нет, но все наши чувства, мысли, поступки и самые жизни имеют смысл только в этом контексте.

И, пожалуйста, не говорите мне, что сделал бы «всякий нормальный народ» в такой ситуации. Знаю. Неинтересно. Мы народ не всякий и не нормальный. Нас не для того три тысячи лет Тора воспитывает, чтобы мы были как «всякий нормальный народ».
Месть, которая служит удовлетворению чувств, обуревающих евреев в эти горькие дни, — боли и ярости, — не имеет права на существование. Понятно страстное желание отомстить, которое возникает при мысли о троих убитых подростках, виноватых лишь в том, что они евреи. И все же, даже испытав это желание, мы обязаны побороть его и спросить себя: а как поступить должно? Поступить не «как хочется» и не «как руки чешутся», а «как должно».

И, пожалуйста, не говорите мне, что сделал бы «всякий нормальный народ» в такой ситуации. Знаю. Неинтересно. Мы народ не всякий и не нормальный. Нас не для того три тысячи лет Тора воспитывает, чтобы мы были как «всякий нормальный народ».

Почему «месть» — это хорошее, достойное слово? Потому что злодей, который ходит по земле ненаказанным, оскорбляет этим Творца. Вот прячутся в каком-то подвале мерзавцы, убившие трех мальчиков и довольные тем, какое дельце провернули. Это оскорбление имени Творца, и именно поэтому их не должно там быть, а вовсе не потому, что они нам отвратительны или нас переполняет гнев. Многие вспоминают в эти дни хорошую еврейскую женщину Голду Меир, которая после убийства одиннадцати израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене отдала приказ отстрелять по одному всех, кто был причастен к совершению и организации теракта. Приказ, исполнение которого заняло двадцать лет, Голда отдала после немалых колебаний. Эту операцию не зря назвали «Гнев Б-жий», а не «Гнев Голды».

Голда Меир после убийства одиннадцати израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене отдала приказ отстрелять по одному всех, кто был причастен к совершению и организации теракта. Приказ, исполнение которого заняло двадцать лет, Голда отдала после немалых колебаний. Эту операцию не зря назвали «Гнев Б-жий», а не «Гнев Голды».
Точно так же как имя Всевышнего оскорбляет существование не получившего наказания злодея, Его оскорбляют и страдания невинного. Тем более те, что были причинены якобы ради Его прославления. Даже стыдно писать столь очевидные вещи, но все-таки: если невинный человек принадлежит к нации, с которой мы находимся в состоянии войны, он все равно остается невинным. И уж тем более если это ребенок или старик, вдова или сирота.

Вот есть акции «таг мехир», которые совершают поселенцы. Неважно, считается ли протыкание шин, битье стекол и рисование граффити на стенах мечетей и церквей крупным хулиганством или мелким терроризмом. Важно, что эти поступки не приносят славы ни Творцу, ни Его народу. А совсем наоборот. И трагическим доказательством этого утверждения служит история с гибелью палестинского подростка.

Я очень надеюсь, что евреи здесь ни при чем. Более того, у меня — а подросток был похищен в пяти минутах ходьбы от больницы, где я работаю, — есть немало оснований считать, что убили его как раз арабы. И тем не менее не только Абу Мазен (что не вызывает удивления), но и многие вроде бы вменяемые люди, как среди арабов, так и среди евреев, склонны подозревать в гибели 16-летнего Мухаммада Абу Хдэйра именно еврейских мстителей. Конечно, палестинские СМИ в прошлом уже обвиняли евреев в том, что они насылают диких кабанов на арабские деревни и отравляют воду в водопроводе. Однако тогда к обвинениям относились как к курьезу, сейчас же они обсуждаются всерьез.

Кто в этом виноват? На мой взгляд, в числе прочих виноваты и те «активисты», которым было так важно убедить весь мир, что евреи умеют мстить. Умеют бить стекла, кидать камни и избивать прохожих-арабов, как это было позавчера в Иерусалиме (полиция, к счастью, быстро с этим разобралась). Не хуже скинхедов в разных цивилизованных странах.

В результате теперь можно подозревать евреев в убийстве арабского подростка, столь же невинного, что и наши мальчики. Само подозрение это — хилуль ха-Шем (осквернение имени Создателя). Ему нельзя, запрещено верить, если только это, не дай Б-г, не будет доказано. Но часть вины за саму возможность такого подозрения лежит и на тех, кто снова и снова кричит «Месть, месть, месть!»

Что же можно и нужно делать в этой ситуации? Неужели только индивидуальный отстрел бандитов по методу Голды — есть заповеданная священная месть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, кто нам противостоит, кому мы мстим. Здесь я вижу по крайней мере три уровня, и действовать следует на каждом из них.

Отомстить этим силам можно только одним способом, о котором рав Адин Штейнзальц сказал уже через несколько часов после обнаружения тел юношей, — достойной еврейской жизнью каждого из нас. Это несколько сложнее, чем написать на заборе фразу «Смерть арабам!» Но почему-то мне кажется, что такая месть эффективнее.
Нижний уровень — конкретные мерзавцы, исполнители и организаторы террористических актов, в особенности тех, что направлены против детей. Да, безусловно, индивидуальные акты возмездия, осуществленные правоохранительными органами Государства Израиль, пусть и несовершенного, но все же представителя еврейского народа, — вполне достойный вид мести.

Средний уровень — национальный. Похитив и убив ребят, ловивших попутную машину, чтобы попасть домой, наши враги надеялись прогнать евреев с этой земли — с земли Гуш-Эциона в частности и с земли Израиля в целом. А потому, без сомнения, достойным отмщением им будет строительство сотен, тысяч домов, создание новых поселений, ферм, предприятий — словом, любые шаги, делающие еще более необратимым наше присутствие здесь, причем шаги как со стороны правительства, так и со стороны отдельных граждан и организаций. Здесь объектом мести служат не конкретные преступники и ни в коем случае не целая нация, а злодейская идея изгнать евреев с их земли.

Есть и третий уровень, мистический. На этом уровне понимания исламский террор — это воплощение сил зла в нашем поколении. Отомстить этим силам можно только одним способом, о котором рав Адин Штейнзальц сказал уже через несколько часов после обнаружения тел юношей, — достойной еврейской жизнью каждого из нас. Это несколько сложнее, чем написать на заборе фразу «Смерть арабам!» Но почему-то мне кажется, что такая месть эффективнее.

Автор о себе:

Мне 46 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

{* *}