Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Еврейский опыт да на украинскую землю

06.03.2015

Еврейский опыт да на украинскую землю

06.03.2015

На днях мы принимали у себя в поселении в Иудейских горах довольно необычных гостей. Точнее, необычными были не сами гости активисты общественных организаций из нескольких украинских городов: Харькова, Одессы, Донецка и других. В конце концов, случалось нам принимать посетителей и из куда более экзотических мест. Неожиданной была цель их визита. Участники «Украинской миротворческой школы» приехали знакомиться с израильским опытом в налаживании отношений между враждующими нациями.


Ехать для этого не куда-нибудь, а в Израиль, который чиновники от ООН обвиняют в грубейших нарушениях прав человека, а разные левацкие группы и вовсе в апартеиде? И не просто в Израиль, а прямиком в логово поселенцев Иудеи и Самарии, само существование которых многие политики и журналисты называют главным препятствием на пути к миру на Ближнем Востоке? Да, именно сюда, и, на мой взгляд, не ошиблись. Не потому, что у нас все так идеально, а потому, что и у нас тоже ищут ответы и решения.

Как бы вы с соседом друг друга ни проклинали, все равно рано или поздно если не вам самим, то вашим детям придется искать способ мирного сосуществования.
Насколько я могу судить, «миротворческая школа» родилась из осознания того, что вражда враждой, война войной, а жить соседям все равно вместе. Украинцы и русские, русскоязычные украинцы и украиноязычные русские, евреи, венгры, крымские татары, последователи разных церквей и конфессий живут в одних городах и поселках и предположительно будут жить там и дальше. (Евреи, конечно, особая история. Наш брат сионист предпочел бы увидеть всех на Святой земле, и поскорее, но это уже личный выбор каждого). И как бы вы с соседом друг друга ни проклинали, все равно рано или поздно если не вам самим, то вашим детям придется искать способ мирного сосуществования.

Для начала группе украинских миротворцев сообщили «исходные данные». Показали место, где арабские террористы из засады убили двоих жителей нашего поселения Нокдим, двоих друзей, отцов семейств Аарона и Авраама, музыканта и ученого. Как раз под Пурим, ровно тринадцать лет назад. Рассказали, что нередко арабы забрасывают камнями машину, в которой едет семья, или школьный автобус просто потому, что это еврейские машина и автобус. А также про то, что десятки палестинских рабочих на постоянной основе работают в Нокдиме и что от их зарплат напрямую зависит благосостояние окрестных арабских деревень.

Жизнь палестинцев не сахар, но это не делает нас сторонниками нового передела Святой земли. Пока что идея эта, начиная с недоброй памяти соглашений в Осло, приносит только новые беды и жертвы и нам, и им. 
Надо заметить, что после Нокдима гости поехали к арабам в Бейт-Лехем. Я уверен, что картина, которую им там нарисовали, отличалась от того, что они услышали от нас. И это не значит непременно, что их обманули: вполне естественно, что арабы говорили о своих бедах и страданиях, а не о наших. Мы и сами понимаем, что жизнь палестинцев не сахар, но это не делает нас сторонниками нового передела Святой земли. Пока что идея эта, начиная с недоброй памяти соглашений в Осло, приносит только новые беды и жертвы и нам, и им.

Но так далеко украинские активисты ехали не для того, чтобы выслушивать взаимные жалобы и претензии. Куда важнее им было узнать о возможности добрососедства. В Нокдиме им рассказали, что в последние годы неуклонно растет число и евреев-поселенцев, и их арабских соседей, заинтересованных в налаживании человеческих отношений между нашими народами и в развитии взаимовыгодных проектов. А это возможно лишь благодаря осознанию теми и другими одного простого факта: ни евреи, ни арабы никогда не исчезнут с этой земли.

Появляется бизнес на «нейтральных» перекрестках, создаются совместные общественные организации, пусть пока они малочисленны и не всегда охотно афишируют свою деятельность. В качестве одного из примеров взаимовыгодного сотрудничества обсудили пусть скромный, но успешный опыт проведения экскурсий к памятникам еврейской истории, расположенным посреди арабских деревень. Например, в находящейся неподалеку деревне Батир можно увидеть развалины древнего Бейтара, столицы восстания Бар-Кохбы. Еврейский туризм может в перспективе не только помочь сберечь бесценные руины, но и дать работу и пропитание десяткам арабских семей.

Кстати, эта деревня Батир недавно попала на первые страницы израильских газет, когда деревенский совет и администрация еврейского Гуш-Эциона совместно выступили в Верховном суде против строительства очередного куска забора безопасности. Новый отрезок забора должен был рассечь надвое невероятной красоты тысячелетние террасы для огородничества и заодно нанести смертельный удар по заработкам жителей Батира. Суд принял их аргументы и остановил строительство. Грустно только, что взаимовыгодное сотрудничество местных администраций, арабской и еврейской, становится почти сенсационным событием в масштабах страны.

Неуклонно растет число и евреев-поселенцев, и их арабских соседей, заинтересованных в налаживании человеческих отношений между нашими народами и в развитии взаимовыгодных проектов. А это возможно лишь благодаря осознанию теми и другими одного простого факта: ни евреи, ни арабы никогда не исчезнут с этой земли. 
Говорили и о трудностях. Даже если преодолеть взаимные страх и недоверие и языковой барьер, остаются тяжелейшие бюрократические препятствия. Закон, принятый в Палестинской автономии, запрещает любое сотрудничество с поселенцами. Израильские же правила безопасности запрещают евреям находиться на территории автономии, а палестинцам (если только речь не идет о рабочих)
заходить в еврейские поселения. В результате становится проблемой даже просто найти помещение, где арабы и евреи, живущие в пяти минутах ходьбы друг от друга, могли бы встретиться и поговорить. Тем не менее такие встречи регулярно проходят, привлекая все новых и новых участников.

Знакомясь с публикациями участников «Украинской миротворческой школы», я с большим интересом прочел об их поездке в Северную Ирландию. Удивительно, как много у нас общего! Те же глухие стены, отделяющие протестантские кварталы от католических. Та же реальность, в которой по одну сторону забора гордо красуются портреты террористов-бомбометателей, а по другую сторону живут их жертвы. Однако репортаж этот дает и надежду: каких-то 17 лет прошло после формального перемирия, а люди уже могут разговаривать друг с другом, хотя до настоящего мира и там далеко.

Могут ли несколько сотен человек с двух сторон, заинтересованных в наведении мостов и создании условий для нормальной совместной жизни своих народов в Иудее и Самарии, противостоять могучим силам, работающим на раздувание вражды и ненависти, тем, кому война
мать родна, вроде ХАМАСа и остальных? Ответ на этот вопрос даст только время. Это же, увы, касается и Украины...

Автор о себе:

Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

{* *}