Top.Mail.Ru

Колумнистика

Борух Горин

Не отдавать свою Победу

21.04.2015

Не отдавать свою Победу

21.04.2015

Президент Израиля в Москву на парад Победы не приедет. За это президент России продаст Ирану С-300. За это премьер Израиля продаст Грузии и Украине оружие. За это...

Информационное поле сводит с ума. Сначала выдумывает, потом интерпретирует собственные выдумки. Читатели, слушатели и зрители поддерживают выдуманные поступки, осуждают выдуманные объяснения. На все это можно бы отреагировать саркастической улыбкой, да вот беда — информационный фон меняет действительность. Добросовестные заблуждения и преступное введение в заблуждение ссорят людей, народы и страны.

А на самом деле лопнул гнойник.

Почему в память павших на войне следует устраивать военный парад? Почему главы иностранных держав должны любоваться мощью российской армии, по совпадению являющейся сейчас одной из угроз, мнимых или реальных, этой самой неблагодарной Европе? 
Приглашение иностранных гостей на парад Победы в Москве 2015 года стало очередной шахматной комбинацией в большой игре России с Западом. И политической элиты России с собственным народом. Неучастие в параде, даже не заявленное в качестве политического демарша, у большинства советских людей вызывает глубокую фрустрацию: «Неблагодарная Европа, спасенная нашим солдатом, пренебрегает памятью павших». Почему в память павших на войне следует устраивать военный парад? Почему главы иностранных держав должны любоваться мощью российской армии, по совпадению являющейся сейчас одной из угроз, мнимых или реальных, этой самой неблагодарной Европе? Разве в этом дань памяти советским солдатам-победителям?

И главное: что именно мир празднует 8 – 9 мая? Простой, кажется, вопрос. Да ответов на него великое множество. Общий ответ: конец нацистского кошмара. Консенсус на этом заканчивается. Освободившись от нацизма, большая часть Европы свободной не стала. Да и «освобождение» подразумевает облегчение, изгнание захватчиков. Но для огромного числа граждан «освобожденных» стран Гитлер едва ли был захватчиком. Ликующая при «аншлюсе» Вена, плачущие от счастья Судеты, элегантный, светящийся всеми огнями своих знаменитых варьете оккупированный Париж, проснувшиеся от летаргического сна торговые ряды Одессы, Харькова и Киева, заполненные благодарными прихожанами церкви Локотской республики — это тоже Европа. Та самая, которая после плакала от счастья побед 1944 – 1945 годов. Чего уж там — даже Германия оказалась победительницей. Точнее, одна из Германий, ГДР, в которой собрались сплошь антифашисты.

Приметный скандал с выступлением директора ФБР в вашингтонском музее Холокоста — оттуда же. От разных историй войны. Джеймс Коми, в частности, сказал: «Убийцы и их сообщники в Германии, Польше и Венгрии и во многих других странах не считали в глубине души, что совершают преступления. Они убедили себя в том, что делают правильное, необходимое дело». Президент Польши Бронислав Коморовский заявил, выступая по телевидению, что подобные высказывания являются оскорблением тысяч поляков, которые помогали евреям. «Тем, кто не способен представить историческую правду честным образом, я хочу сказать, что Польша была не виновницей, а жертвой Второй мировой войны. Хотелось бы, чтобы официальные лица, которые высказываются по этому вопросу, обладали знаниями истории», — так отреагировала на слова Коми премьер-министр Польши Эва Копач.

Освободившись от нацизма, большая часть Европы свободной не стала. Да и «освобождение» подразумевает облегчение, изгнание захватчиков. Но для огромного числа граждан «освобожденных» стран Гитлер едва ли был захватчиком. 
Как?! А за что тогда в Едвабне предшественник г-на Комаровского каялся? И каким образом слова Коми о коллаборационистах оскорбляют память героев, против них воевавших?

Однако уже принесены извинения Польше, в Washington Post опубликован редакционный комментарий, в котором выражается несогласие с высказываниями директора ФБР.

У нас дела обстоят не лучше. Любая попытка говорить о преступных просчетах руководства СССР в годы войны, о бездарности великих полководцев, за что своими жизнями заплатили миллионы солдат, — встречается в штыки жрецами культа Победы. О пакте Молотова-Риббентропа, о Катыни и предвоенном обезглавливании Красной армии нынче вспоминать немодно.

Вот это все и есть мутная водица, в которой ловится всякая шваль.

А нам что остается? Не отдавать свою Победу никому. Помнить и знать. Несмотря ни на что.

Автор о себе:

До шестнадцати лет я жил в Одессе. Этот факт биографии оставил неизгладимый след: я и сейчас, прожив большую часть жизни в Москве, ощущаю себя одесситом. В застойные годы моего детства в доме висели мезузы и по всем правилам отмечался Песах. Так что я одесский пасхальный еврей. Как всякий одессит, хорошо устроился: зарабатываю на жизнь любимым времяпрепровождением. Чтением. Много издал, что-то написал, кое-что перевел. Главное событие в жизни — встреча с Любавичским Ребе. Сначала виртуальная, потом материализовавшаяся. Его взгляд на миссию человека, наложившийся на одесскую жовиальность, и сделали меня мной.

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

{* *}