Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

В Израиль всегда успеем?

28.04.2015

В Израиль всегда успеем?

28.04.2015

Одним из самых заметных скандалов минувшей недели стал инцидент с актером Леонидом Ярмольником, приглашенным для участия в ток-шоу на канале «Россия-1». Программа была посвящена догхантерам, истребляющим бездомных собак. В ходе съемок один из участников посоветовал Леониду Исааковичу «ехать на родину обетованную». Возмущенный артист потребовал удалить антисемита из студии, а когда редакция отказалась это сделать, покинул помещение сам. Вскоре после этого актер обвинил канал в антисемитизме. Как часто бывает, начали с собак, а закончили евреями.

Есть некий парадокс в том, что адресованное еврею пожелание отправляться на историческую родину всегда однозначно расценивается как проявление антисемитизма. О возможности отбыть на родину предков еврейский народ мечтал на протяжении всех двух тысяч лет изгнания, самозабвенно произнося: «В будущем году в Иерусалиме». Особенно сильно мечтали об этом советские евреи, многие из которых поплатились за это невинное желание долгими годами отказа, а кто и тюрьмой.

Есть некий парадокс в том, что адресованное еврею пожелание отправляться на историческую родину всегда однозначно расценивается как проявление антисемитизма.
Что же касается Леонида Ярмольника, то он отреагировал на сам инцидент крайне просто: «Если говорить об антисемитизме, то это меня мало касается: я всю жизнь прожил в этой стране и я русский артист». Что ж — это тоже позиция, заслуживающая уважения. Но если человеку предлагают переехать в Израиль по той причине, что страна, в которой он живет сейчас, ему не принадлежит, поскольку он еврей — это, разумеется, откровенный антисемитизм. А дальше каждый уже делает выводы сам.

«Сионистский» инцидент с Ярмольником напомнил о недавнем разговоре с одной моей старой знакомой, проживающей в Харькове. Обсуждая ситуацию на Украине, неминуемо заговорили об отъезде. «Ну, в Израиль-то мы всегда успеем», — сказала она. Моя знакомая удивительно точно сформулировала отношение евреев по всему миру, в принципе раздумывающих о переезде за границу, к репатриации в Израиль. Израиль воспринимается как выход на крайний случай, эдакий спасительный круг на черный день, который всегда под рукой и которым можно воспользоваться, когда уже явно запахнет жареным.

Израиль воспринимается как выход на крайний случай, эдакий спасительный круг на черный день, который всегда под рукой и которым можно воспользоваться, когда уже явно запахнет жареным.
Ни для кого не секрет, что все массовые волны алии совершались не благодаря сионистским убеждениям репатриантов, а под влиянием внешних обстоятельств. Более того — те, у кого была возможность выбора, частенько предпочитали Израилю более богатые страны. Франкоязычные евреи Марокко и Алжира комфортнее чувствовали себя на парижских бульварах, а евреи бывшего СССР, получившие в 70-х годах возможность покинуть «коммунистический рай», тоже в массе своей стремились оказаться не на исторической родине, а на берегах Гудзона. Та же тенденция сохраняется и в наши дни: многие французские евреи делают выбор в пользу Квебека или Женевы, а евреи Москвы и Петербурга прикладывают немалые усилия, чтобы стать жителями Лондона, Парижа или Берлина. Израиль — для тех, у кого особого выбора нет. Точнее, Израиль для всех, но далеко не все его выбирают.

Те же, кому в силу жизненной необходимости все же приходится делать выбор именно в пользу Израиля, зачастую желают оказаться там как можно скорее и без проволочек. И тут начинаются жалобы: слишком долгом приходится ждать очереди на прием к консулу, не нравится тон и манера общения во время интервью, требуют дополнительные документы, что удлиняет процесс получения визы и т.п. Знаю по собственному опыту, что все эти претензии имеют под собой основания. Тем не менее не стоит забывать, что ни одно другое государство не позволяет столь легко и быстро получить возможность переехать на ПМЖ, как Израиль. Я уж не говорю о США или Британии, с каждым годом ужесточающих критерии приема эмигрантов, но и Канада с Австралией — страны, однозначно заинтересованные в притоке новых людей, — требуют соблюдения многих критериев и открывают визу после многих месяцев (если не лет) ожидания. Даже Германия, все еще принимающая еврейских эмигрантов из бывшего СССР в качестве «контингентных беженцев», предъявляет к претендентам на ПМЖ весьма жесткие требования. И это уж не говоря о многих сотнях долларов, которых вам будет стоит подача анкеты на получение любой эмиграционной визы в эти страны. Если же вы воспользуетесь услугами адвокатской конторы, то счет пойдет уже на многие тысячи.

Необходимо дать потенциальным новым гражданам понять, что Израиль — страна, имеющая собственное достоинство, и не стоит воспринимать возможность жить там как нечто само собой разумеющееся.
И только Израиль дарует возможность проживания у себя практически на блюдечке с голубой каемочкой. Несомненно, это государство создавалось для евреев всего мира и до сих пор является домом для любого, кто относит себя к этому народу. Но почему возможность беспрепятственного въезда на ПМЖ в Израиль и автоматического получения гражданства воспринимается многими евреями диаспоры как что-то само собой разумеющееся? Почему еврейское государство даже не взимает плату на подачу заявки на репатриацию, как это делают все остальные страны? Люди никогда не ценят то, что получают бесплатно и без особых хлопот. Я не предлагаю отбирать у неимущих репатриантов последние деньги, пусть это будет чисто символическая сумма, но заплативший даже минимальную плату будет по-иному относиться к самой возможности переезда в Израиль.

Прекрасно, что множество людей в мире воспринимают Израиль как спасательный круг, которым можно воспользоваться в любой момент. Печально, что значительная их часть взвешивает возможность жизни в Израиле лишь в самом крайнем случае, когда их жизням будет грозить реальная физическая опасность. И ужасно обидно, что такое количество людей, не проживших в Израиле ни одного дня, заранее уверены: Израиль им уже должен. Не нужно ни перед кем закрывать двери или, не дай Б-г, устраивать селекцию репатриантов. Но необходимо дать потенциальным новым гражданам понять, что Израиль — страна, имеющая собственное достоинство, и не стоит воспринимать возможность жить там как нечто само собой разумеющееся. Разумеется, и процесс оформления переезда должен быть приятным и комфортным, больше похожим на вступление в престижный клуб, нежели на раздачу бесплатных конфет.

Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах.
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Веду авторский блог.


Мнения редакции и автора могут не совпадать
{* *}