Колумнистика

Семен Довжик

Еврей на ёлке

22.12.2015

Еврей на ёлке

22.12.2015

Израильская политическая и общественная жизнь, сколь бы насыщенной и пресыщенной она ни была, в моменты особой исторической важности умеет сгруппироваться, категорически отделить зерна от плевел и сконцентрироваться на самом судьбоносном, насущном и жизненно необходимом. Вот и сейчас, в преддверии Нового года, в сторону отброшены набившие оскомину вопросы третьей интифады, добычи природных ископаемых, дороговизны жилья или проблем образовательной системы. На первый план вышло единственно важное: легитимно ли праздновать Новый год? И не просто праздновать, а еще и ставить при этом новогоднюю ёлку.

Надо отдать должное тому, насколько живучим оказался в Израиле столь экзистенциальный вопрос. Вот уже на протяжении двадцати пяти лет перед окончанием очередного финансового года ёлочный вопрос так и норовит вылезти из пыльной кладовки и, отряхнув накопившийся за прошедшие двенадцать месяцев нафталин, всякий раз сотрясает мелководную израильскую политическую стихию, покалывая своими иголками в самые болезненные места и без того сверхчувствительного израильского общества. Вот и на этот раз история не заставила себя долго ждать. Как оказалось, многим жителям «города-героя» Ашдода – колыбели «русского Израиля» – мозолят глаза установленные по всему городу ёлки.«Здесь вам Израиль или Россия?» – задаются вопросом недружелюбно настроенные по отношению к ёлкам ашдодцы. По правде говоря, вопрос этот был актуален примерно до середины 90-х годов, ну, а потом автоматически перешел в разряд риторических: ментальная принадлежность этого города понятна любому водителю, пресекающему муниципальные границы этого южного города.

Но как ни крути, ёлки эти прямо-таки вот уже многие годы колют глаза наиболее несекулярной и неевропеской части многогранного израильского общества. Глас вопиющего в Ашдоде, как и следовало ожидать, не остался неуслышанным. В виртуальный бой пошли старики, женщины и дети, а также пользователи социальных сетей. В стороне от новогодней заварухи не осталась и представитель русско-израильского народа, бывший журналист-арабист, а ныне депутат Кнессета Ксения Светлова, не преминувшая выложить в свой фэйсбук «фоточку с ёлочкой». Светлова – депутат не только радивый, но и фотогеничный, так что ее порыв хотя бы радует глаз. Но Ксения фоточкой почему-то не ограничилась, а решила возглавить всеизраильское движение за легитимацию Нового года в Эрец-Исраэль. Мол, Новый год никакой не христианский праздник, а неотъемлемая часть русско-еврейского культурного наследия. И всякий, кто подвергает сомнению правомерность прописки этого праздника на исторической родине, посягает на самое что ни на есть русско-израильское святое. И посему Новому году нужно срочно сделать гиюр и превратить его в праздник общеизраильский, понятный каждому простолюдину. И будет он называться Нови год, на израильский манер.

Особо занимательна в этой связи аргументация адептов новогодней ёлки. Мол, это часть нашего детства, мы так выросли, наряжая ёлочку, и не желаем изменять своим привычкам в Израиле! А тем более поддаваться давлению клерикалов, спящих и видящих, как отнять у нас стержень нашей национальной самоидентификации. Мы горой встанем за наше право наряжать ёлку! И попробуй только заикнуться при этом про какую-то христианскую традицию, сразу получишь решительный отпор. Какое ещё христианство – мы евреи, хоть и с ёлкой. Интересно, как из года в год на эту развесистую клюкву покупаются неизбалованные особым вниманием электората израильские политики. Хотя этим не привыкать.

Хотелось бы обратиться к опыту, накопленному на Западе, и в особенности в столь ненавистной сейчас в Израиле Европе. Так вот, на этом самом Западе всё очень просто разделено. Христиане празднуют Рождество, евреи – Хануку. Христиане наряжают ёлочку, евреи запускают савивон. Так сложилось. Но у нас, русских евреев, всё должно быть в особенности по-еврейски – то есть не как у людей. И вот только мы, русские евреи, пытаемся расположить наш внушительный тухес сразу на двух стульях. И очень удивляемся, когда это вызывает непонимание окружающих. Святая простота!

Прошло уже четверть века. Не зря же в Кнессете и правительстве спустили столько денег на празднование 25-летия алии? Хватит уже рассказывать всем про «ужасы» советского детства. Оставьте эти истории на совести Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича. Не интересно более слушать душещипательные истории про единственный человеческий и при этом светский праздник, в который гражданам СССР было позволено украшать ёлочку. Это было очень давно и давно прошло. Мы все очень легко и бесповоротно расстались с другими детскими воспоминаниями: об обязательных Первомайских демонстрациях, причудливых церемониях приёма в октябрята, пионеры и комсомольцы и прочих прелестях советского детства. Всё это благополучно и навсегда отправлено в закрома нашей памяти. Уверен, что там найдется место еще для одного артефакта – новогодней ёлочки.

К сожалению, мы все любим стучать себя в грудь и требовать неукоснительного уважения к собственным чувствам, сами оставаясь черствыми и не замечая чувств окружающих. И эти самые окружающие, что поделать, крайне нервозно реагируют на те самые ёлки. Простите их – необразованных и неискушенных в перипетиях истории советских евреев XX века. Для них, впрочем, как и для всего остального мира, ёлка – неотъемлемая часть христианской традиции празднования Рождества. И, соответственно, она совершенно неприемлема в еврейской стране, какой вот уже более семидесяти лет мытьем и катанием старается быть Израиль.

А вот за всеизраильское празднование Нового года я двумя руками! Давно пришла пора провести гиюр этому празднику, тем более что у него имеются все характерные для еврейских празднований ингредиенты. Во-первых, в Новый год принято много есть, что уже плавно вписывает этот праздник в каноны еврейской традиции. Во-вторых, в Новый год принято хоть на время забыть все невзгоды и раздоры и мирно объединиться вокруг общего праздничного стола. В-третьих, в Новый год принято обильно пить, что тоже никак еврейской традиции не противоречит. Более того, благодаря тлетворному влиянию алии 90-х нынешнее поколение израильтян весьма достойно держит удар по части употребления крепких напитков. Вот и пришла пора научить их пить водку по-человечески, без всяких редбулов. В целях единения израильского народа свинину со стола все же убрать придется. Ну, а ёлочки пусть так и растут в лесу.

Об авторе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах.
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля.


Мнения редакции и автора могут не совпадать