Колумнистика

Гюльнара Мурадова

Свадьбы не будет

23.02.2016

Свадьбы не будет

23.02.2016

«Лехайм, други, лехайм», – провозгласила ведущая, и бородатый хасид заплясал лезгинку. Затем под натянутым талитом начала танцевать известная всей стране сваха. Одна молодая красавица капризно сообщила, что «Полиночке надо подумать». Для тех, кто все пропустил, – так начинался «традиционный еврейский выпуск» программы «Давай поженимся» на Первом канале.

Героиней телепередачи стала 24-летняя Полина, мечтающая встретить чистокровного еврея, соблюдающего национальные традиции и ходящего в синагогу. «Простой русский парень красавицы не понял ее тонкой еврейской натуры», – объяснили ведущие. Тогда она решила найти счастье среди своих. На выбор ей предложили три варианта: 26-летнего шамаша в молельном зале синагоги Александра, 26-летнего же сотрудника фармацевтической компании Григория и 30-летнего менеджера Михаила. Все трое, естественно, евреи.

«Александру патологически не везет в любви. Первая возлюбленная решила, что он насильник, а вторая укусила его за руку», – представили первого участника, работающего в синагоге Александра. На передачу тот пришел с мамой, которая и отвечала за него на большинство вопросов. Сам Александр отличился рассказами о предыдущих неудачных попытках обзавестись возлюбленной: одна – несмотря на подаренный пирожок! – отказалась с ним видеться из страха быть изнасилованной, вторая пошла встречаться с другим мужчиной, а потом и вовсе от кого-то забеременела, а третья оказалась матерью двух детей от разных отцов. Попытки героя очаровать главную героиню также оказались безуспешными – не помогли ни кулончик из Иерусалима, ни смесь лезгинки с брейк-дансом.

Неудачу потерпел и второй участник – Григорий, специалист по клиническим исследованиям в некой фармацевтической компании. На передачу он пришел с папой и другом, а также батоном кошерной колбасы, которую торжественно вручил одной из ведущих. Вознагражденная сваха приложила все силы, чтобы поддержать кандидата, но тот сплоховал – в качестве сюрприза предложил главной героине потанцевать вместе под скрипку, на что находящаяся в религиозном поиске героиня, конечно, ответила отказом. Зато за предложение ухватилась ведущая Роза, не упустившая шанс «подержаться за молодое тело». А у самой невесты больше интереса вызвал друг кандидата, но тот, увы, оказался слишком верен товарищу.

Третий кандидат, 30-летний Михаил, оказался активистом еврейских молодежных программ из Санкт-Петербурга и организовал свое выступление не хуже прощального вечера в летнем лагере. Подарки в виде свечи и еврейской матрешки «под Шагала» и танцевально-песенный номер были благосклонно приняты героиней. Положительное впечатление закрепило упоминание о недавно приобретенной женихом квартире в северной столице. Жилплощадь и сыграла решающую роль, покорив сначала маму девушки, а с ее подачи – и саму Полину. «Финалисты» вышли на сцену, выслушали напутственные пожелания и были отпущены с Б-гом. Впрочем, самое интересное только начиналось.

Передача вызвала шквал обвинений в дурновкусии, пропаганде худших стереотипов, поощрении антисемитизма и выставлении еврейской общины на посмешище. Особо критиковали раввина Михоэля Ставропольского, который выступил на Первом канале в роли наставника героини. Раввин почувствовал себя неудобно – выступил в свою защиту в Facebook, списал огрехи на сценаристов и монтаж, призвал быть добрее и ироничнее. Под конец сообщил, что с него взятки гладки: идти на программу его благословил сам главный раввин России Берл Лазар.

Понять, почему Ставропольский стал мишенью критики, можно: из всех героев программы (кстати, все они, как оказалось, – реальные люди, совсем не актеры) он – самая публичная фигура. Но вот почему он счел нужным оправдываться, понятно не очень – отвечать за поведение других участников он не мог. Вероятно, почувствовал себя виноватым из-за того, что еврейская община предстала перед населением всей страны сборищем людей, скажем, несколько экстравагантных. Впрочем, герои других выпусков не отличались большей адекватностью.

Выносить разговор о еврействе за пределы общины всегда сложно и неприятно. В синагогах и общинных центрах мы привыкаем не обращать внимания на особенности характера и поведения окружающих. Свои же, евреи. Но продемонстрированные на всю страну, эти качества кажутся уже насмешкой. Но будем честны, мало ли в синагогах 30-летних мужчин, которые повсюду ходят с мамой и во всем ее слушаются? Все ли члены вашей общины обладают тактом и чувством меры? Так ли уж редко встречаются мамы, отбирающие женихов по числу квартир? Впрочем, все это встречается не только у евреев.

Создатели программы «Давай поженимся», несомненно, попытались подчеркнуть в героях «еврейские» черты, чем сделали их в наших глазах карикатурными персонажами. Но это же в глазах широкой публики сделало их «настоящими евреями», живыми, со своими недостатками. Вот благодаря чему программа, наоборот, может стать мощным оружием в борьбе с антисемитизмом.

Еще в конце XIX века британский юморист Джером К. Джером описал в книге «Трое на четырех колесах» прекрасный способ бороться с межнациональными раздорами. Автор предложил запустить в европейские города«настоящих англичан» – смешных в своей чопорности и вечном поглядывании на часы в ожидании tea-time, времени чаепития, ровно таких, как их изображают в юмористических журналах. А в британские города завезти толстых низеньких французов, поедающих бутерброды с лягушками, и неопрятно одетых немцев с дымящимися трубками. Невозможно ненавидеть того, кто вызывает в тебе улыбку, считал Джером и, наверное, был прав.

Так что, думаю, антисемитизм программа вызвала разве что внутренний, внутриобщинный. Обычные зрители «Давай поженимся» посмотрят выпуск и подумают: ну слава Б-гу, евреи тоже люди.

Автор о себе:
 
Родилась в Москве в 1986 году. Среди моих предков были и евреи, и казаки, и азербайджанцы – в честь прапрабабушки из Гянджи меня и нарекли. Закончив истфак МГУ, занялась журналистикой. Продолжила работать редактором и в Израиле, где живу с 2013 года. В настоящее время получаю вторую степень по коммуникациям в Еврейском университете Иерусалима.

Мнения редакции и автора могут не совпадать