Колумнистика

Михаэль Кориц

Как считать Тору

10.06.2016

Как считать Тору

10.06.2016

Синайское откровение – событие, которое определило уникальный характер еврейского народа, который иногда так отчаянно старается о нем забыть. Ведь история еврейского народа начинается именно с Б-жественного откровения. Но в тексте Торы среди праздников в память о важных событиях истории нет праздника в честь Синайского откровения. Из Торы видно, что произошло шестого или седьмого сивана, но никакого особого праздника по этому случаю не установлено.

Есть Песах – в память об освобождении из египетского рабства, Суккот – как благодарность Всевышнему за ниспосланные чудеса во время странствий по пустыне. А празднование самого главного события, произошедшего во время этих странствий, отсутствует. Вместо него – необычный праздник Шавуот, то есть, дословно, праздник Недель, который наступает не на основании календарной даты, а в результате отсчета семи недель от праздника Песах. В календаре, которого мы придерживаемся, пятидесятый по этому счету день выпадает на шестое сивана, то есть на день Синайского откровения, что и дает нам возможность называть праздник Шавуот праздником Дарования Торы. Но почему эта связь так хрупка и неочевидна?!

Наше недоумение только усилится, если вспомнить, как время праздника Шавуот определено в Торе: там написано, что эти семь недель надо начинать отсчитывать в Песах на следующий день после шаббата, то есть в воскресенье. На практике же отсчёт сейчас ведётся со второго дня праздника Песах, на какой бы день недели он ни выпал. Многое в еврейской традиции основано на Устной Торе, но почему дата праздника, посвященного дарованию Торы Письменной, не указана прямо и однозначно в ее тексте?!

Именно этот зазор между текстом и его трактовкой в прошлом стал на многие столетия волнующей темой диспутов и даже политической борьбы, разделившей еврейский народ на два лагеря. Пересказ этих баталий занимает несколько страниц Талмуда, сохранивших многочисленные аргументы «за» и «против». Когда определяющей стала точка зрения сторонников Устной Торы, их оппоненты приложили немало усилий, чтобы «подогнать» выпадение первого дня Песаха на субботу. Поскольку во времена Храма календарь основывался на свидетельских показаниях – «новой» Луне, – это оставляло возможность для фальсификаций, и теоретический спор нередко сочетался с практикой, достойной остросюжетного боевика.

Для того чтобы лучше разобраться в этом переплетении логики, необходимо обратить внимание на глубинный смысл дискуссии, что стоит за этими датами. Сдвиг точки отсчёта предшествующих празднику Шавуот семи недель дает иную точку зрения на Синайское откровение. Если для защищавших прямой смысл текста оно оставалось связанным с определённой исторической датой календаря, то трактовка устного предания, понимающая слово «шаббат» как относящееся к первому дню Песаха, безоговорочно превращало Шавуот в праздник Дарования Торы и тем самым подчеркивало связь Торы с людьми. Ведь именно счет – интеллектуальная деятельность, характеризующая человека – открывал возможность для получения Торы.

Стоит заметить, что блюстители Устной Торы – говоря другими словами, все современные евреи, поскольку противоположная позиция сохранилась лишь в среде караимов – именуются фарисеями, и слово это на языках христианских народов, включая русский, служит синонимом лицемерия. Интересно, что Лев Толстой, старавшийся разобраться в еврейской традиции, предлагал другой перевод слова фарисей, а именно – «православный», как бы странно это ни звучало. Православный – как приверженный правильному учению. Но предложение Толстого не преодолело границы маргинальности, и принципиальное отвержение еврейства осталось в семантике русского языка.

Еврейские мудрецы не только сохраняли устное предание, но и, анализируя текст Торы, адаптировали основанное на ней право и мировоззрение к обстоятельствам жизни и ментальности новых поколений. Но участие человека в развитии Торы этим не ограничивается. Весь еврейский народ включен в этот процесс: кто путем ее изучения, кто – постановкой новых вопросов, кто-то – реализуя её идеи на практике в своей жизни. Заповедь счёта омера перед праздником Шавуот служит яркой метафорой участия человека в развитии Торы, и именно эта заповедь стала фундаментом для приближения и празднования Дарования Торы. Устная Тора, создающая возможность и даже обязанность активной интеллектуальной позиции в постижении Письменной Торы, предоставляет нам важное место в механизме принятия ее всем человечеством. Не из-за этой ли активности отрицающие Устную Тору обвиняют ее сторонников в лицемерии?!

Нынешний год вносит в празднование Шавуота новый оттенок. Песах в этом году начался в субботу, и значит, счет семи недель и дата праздника Шавуот, на нем основанная, должны удовлетворить всех – и фарисеев, придерживающихся Устной Торы, и саддукеев, ее отвергающих.

Вообще, в Талмуде для таких законов определен особый статус, подчеркивающий их прочную связь с текстом. Парадоксальным образом, хотя еврейская традиция целиком и полностью базируется на устном предании, Талмуде и опирающихся на них законоучителях, категорически отвергаемая точка зрения саддукеев оказывается ценной и достигаемый с ней консенсус – важным. Любавический Ребе, объясняя, чем отличается Шавуот в годы, когда Песах, как в этом году, выпадает на субботу, от «обычных» Шавуотов, говорил, что поскольку Тора обязывает считать от Песаха до Шавуота семь полных недель, в те годы, когда эти недели счета совпадают с календарной неделей от шаббата до шаббата, их счет, а значит, и опирающийся на него праздник Шавуот приобретают дополнительную гармонию, дословно реализуя написанное в святом тексте.

В этом проявляется одно из важнейших влияний Торы на наш мир: в ней заложена сила синтеза разнообразных и порой противоречащих друг другу точек зрения. Недаром подготовка к дарованию Торы началась с того, что еврейский народ, придя к горе Синай, ощутил себя подобным единому существу с общими чувствами и помыслами.

В идеалах еврейства нет нивелирования индивидуальности и призыва к единомыслию, но Тора открывает путь к взаимопониманию и возможности синтеза различных мировоззрений. Пусть в этом году праздник дарования Торы приблизит нас к этому идеалу. Веселого вам праздника, да удостоимся мы принять и усвоить Тору с радостью!

Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнения редакции и автора могут не совпадать