Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Вокруг Б-га ходим

11.10.2017

Вокруг Б-га ходим

11.10.2017

Удивительный сегодня день, названный в еврейской традиции Ошана Раба. Он венчает собой праздник Суккот и откроет вечером двери для следующих за ним праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора. Парадокс Ошана Раба в том, что, с одной стороны, этот день вообще не упомянут в библейском тексте, да и мудрецы Талмуда называют его просто «последним днем Суккота», не наделяя каким-то отдельным смыслом, но, с другой стороны, многие евреи в этот день надевают, как и в Йом Кипур, белые одежды и читают праздничные молитвы с особой торжественностью. А потом ходят кругами по синагоге, размахивая пальмовыми ветвями, поют и бьют по полу ивовыми ветками.

Раввин Зеев Фарбер писал, что в молодости его отпугивал этот странный ритуал, казавшийся ему совершенно иррациональной и почти языческой кульминацией. И раввина можно понять. Хотя это кружение по синагоге, которое отчасти воплощено и в танцах праздника Симхат Тора, исполнено глубочайшего смысла.

Самое древнее описание Ошана Раба мы находим в Мишне, и касается оно еще тех времен, когда стоял Иерусалимский Храм. В дни праздника Суккот евреи шли в городок Моца, расположенный ныне у скоростного шоссе на Тель-Авив, и срезали росшие там ивы – очень длинные ветви или даже целые молодые деревца. Этими ивами украшали жертвенник в Храмовом дворе, после чего в каждый из дней Суккота священники обходили жертвенник кругом, трубя в шофары и серебряные трубы, а народ восклицал: «Г-споди, спаси нас!» На иврите слова «спаси нас» звучат «Ошиа-на», и в какой-то момент это словосочетание стали произносить как «Ошанна». В последний же день праздника жертвенник обходили с трубами и возгласами «Ошанна» уже семь раз, что и дало имя этому дню. К слову, через греческий язык и текст Нового Завета слово это попало в обиход всех христианских народов и стало произноситься как «Осанна!».

Уже в Иерусалимском Талмуде отмечена аналогия с известным случаем в истории, когда евреи шесть дней ходили кругами и трубили в серебряные трубы, а на седьмой день обошли семь раз и свершилось чудо. Речь идет, конечно, об Иерихоне и его рухнувших стенах. Интересно, что объединяет мистический штурм Иерихона с сакральным храмовым ритуалом?

Уже упомянутый Зеев Фарбер отметил, что ритуал многодневного хождения кругами с кульминацией в последний день хорошо известен ученым из древнейших текстов Востока. Например, при коронации угаритского царя, как повествуют нам об этом клинописные таблички, таким образом вызывали духов предков. Если кому-то кажется неприятным сравнение языческих ритуалов с Храмовой службой, то ему надо вспомнить, что язычники также простирались ниц, падали на колени и возносили руки к своим богам, как поступали евреи по отношению к Б-гу Яакова. В самом сходстве обряда нет ничего дурного – жесты и движения, ритмы и мелодии всегда связаны с глубочайшими свойствами человеческой души, а конкретная религия просто направляет их в ту или другую сторону.

Если древний обряд хождения кругами связан с «вызыванием божества», то в еврейской традиции речь идет, скорее, об усилении Шхины – божественного присутствия в нашем мире. При штурме Иерихона евреям нужна была помощь свыше для победы в войне. Во время праздника Суккот, так неразрывно связанного с началом сезона дождей, эти хождения, вероятно, воплощали тревоги земледельцев за наступающий сельскохозяйственный год – выпадет ли достаточное количество дождя, да и другие простые нужды и чаяния.

Удивительно, но в VIII–X веках уже нашей эры Ошана Раба стал центральным иерусалимским праздником. Именно в то время было написано большинство молитв, которые евреи до сих пор произносят в этот день. И произошло это во многом благодаря арабам. Сейчас в это сложно поверить, но тогда мусульманское завоевание Земли Израиля стало для еврейского населения избавлением от бесконечных притеснений правивших тут до этого византийцев. При арабском владычестве евреи снова смогли свободно жить в Иерусалиме. В Святой город вернулась и центральная иешива, находившаяся до этого в ссылке в Рамле. И впервые за много веков евреи смогли проводить в Иерусалиме торжественные и многолюдные празднества и собрания. Местом таких встреч стала Масличная гора, а главных собраний было два в году: в пост Девятого Ава и в день Ошана Раба. Почему Девятого Ава – понятно: вполне естественно в день траура по Храму собраться на горе, с которой хорошо видны развалины разрушенной святыни. Но что собравшиеся там делали в Ошана Раба?

Церемония семикратного обхода пятиметровой каменной глыбы, стоявшей на Масличной горе, подробно описана в «Сефер а-Хасидим» и письмах мудрецов той эпохи. Впереди процессии шли коэны в особых одеждах и гаон – духовный лидер евреев страны Израиля в те времена. При обходе читались псалмы и тексты, известные ныне как «гошанот», а также произносились благословения, адресованные еврейским общинам во всех странах мира. Похоже, что этот обряд на Масличной горе совершался на протяжении многих поколений, и только крестовые походы положили ему конец. Эту каменную глыбу, к слову, еврейская традиция прочно связала с одним из пророчеств Иехезкеля. Пророк описывает: божественное присутствие покинет сначала Святая Святых, в которой хранятся скрижали Завета, а потом Храм и Храмовую гору – но задержится на мгновение на Масличной горе. И как повествуют в народе, именно на этом камне «восседала Шхина» – побывало божественное присутствие. И именно отсюда, с Масличной горы, начнется его возвращение. И ритуал обхода этой глыбы, вероятно, был призван вернуть божественное присутствие в Иерусалим.

Через несколько часов наступит праздник Шмини Ацерет, а за ним и Симхат Тора, полный танцев, хороводов и веселья. Наши сегодняшние молитвы и танцы – лишь отблеск танцев и молитв времен Храма. Но невозможное в прошлых поколениях становится реальным в нынешнем. Иерусалим снова полон евреями, Торой и добрыми делами. Еще усилие – и Шхина сойдет на Масличную гору по пути Домой.

{* *}