Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Грек внутри меня

12.12.2017

Грек внутри меня

12.12.2017

Празднуя Хануку, каждый выводит на первый план идеи, ему удобные. Сионисты, вслед за Маймонидом, отмечают восстановление национальной независимости и государственности. Талмудическая, а вместе с ней хасидская традиции делают акцент почти исключительно на чуде – масле, горевшем восемь дней вместо одного. А на деле речь, прежде всего, идет о военной победе.

«И отдал ты сильных в руки слабых, многочисленных – в руки немногих, нечистых – в руки чистых, злодеев – в руки праведников, грешников – в руки изучающих Тору твою», – сказано в ключевой молитве праздника Ханука. И сказано так не о победе евреев над иноземными захватчиками, а о победе одной группы во внутриеврейском конфликте, фактически – в гражданской войне. В «Книгах Маккавеев» это особо подчеркивается: «Вышли в те дни из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих пойти и заключить союз с народами, нас окружающими. Построили они в Иерусалиме училище по подобию чужеземному, отступили от Святого Завета и соединились с язычниками».

И с этой точки зрения Ханука – это победа религиозных евреев над евреями-эллинистами или светскими, как бы сказали теперь. Победа евреев, яростно отвергавших греческую культуру, над теми, кто ее с удовольствием принимал. Даже имена действующих лиц говорят сами за себя: если лидеров восстания Маккавеев звали Матитьягу, Иуда и Шимон, то эллинисты, даже первосвященники Иерусалимского Храма, звались Менелай, Ясон и Лисимах – ну прямо из Гомера.

Постепенный отход эллинистов от еврейских традиций дошел в результате до отказа от обряда обрезания и перерос в участие в языческих жертвоприношениях. И победа эллинистов в тот исторический момент была бы чревата потерей еврейской идентичности и довольно быстрым растворением евреев в среде окружающих народов. Так что их проигрыш – не такой уж и плохой для нас результат. Однако это не значит, что в самом эллинизме и влиянии других культур евреи должны видеть врага.

Еще за 100 лет до тех событий, когда греки только завоевывали Ближний Восток и греческий еще не стал разговорным языком еврейского народа, Священное Писание уже было переведено на греческий язык. Заказал этот перевод эллинистический властитель Египта Птолемей II, а выполнили его семьдесят иерусалимских мудрецов. Значит, еврейские мудрецы к тому времени уже знали греческий язык, включая философскую терминологию, на уровне, позволившем им осуществить один из величайших переводческих проектов древности.

А спустя несколько десятилетий после победы религиозных евреев над евреями-эллинистами, дети и внуки Маккавеев, этих самых героических Шимона, Эльазара и Иуды, стали царями и князьями, но вот только зовут их – Аристобул, Антигон, Гиркан и Александр – самыми что ни на есть греческими именами. Для сравнения представьте, что маршал Жуков назвал своего внука Фрицем или Гюнтером. Более того – греческими именами называли в те времена детей в большинстве аристократических семей Иудеи.

Монеты победители чеканили тоже с обязательной греческой надписью, поминающей царя Александра, и непременной эллинистической символикой – звёздами, якорями и рогом изобилия. Дворцы хасмонейских царей в Иерихоне и могилы аристократов тех лет сделаны также в греческом стиле.

Возможно, победившие Маккавеи снова попали под греческое влияние и успели быстро разложиться, а идеологическую чистоту надо искать у мудрецов-фарисеев, за которыми потом и пойдёт иудаизм? Но нет! Мишна, Гемара и Мидраши содержат тысячи греческих слов и выражений и многочисленные пересказы на еврейский лад классических греческих сюжетов – от Эзопа до Гомера. Еврейские мудрецы, к слову, приходят как раз в тот момент к выводу, что учить Гомера – вполне себе дозволительно, и это находит свое отражение в Иерусалимском Талмуде. А в школе выдающегося законоучителя раббана Гамлиэля сотни еврейских мальчиков изучают греческий язык и «светские» науки по эллинскому образцу.

О какой победе над греками можно говорить при таком фундаментальном эллинистическом влиянии на жизнь независимого еврейского царства? Не говоря уже о том, что еврейская религиозная философия базируется во многом на учении Маймонида, опирающегося на Аристотеля и Платона.

Итак, Маккавеи победили эллинистов, но не эллинизм. Сейчас, как и в те времена, внутри еврейства борются традиционалисты и реформаторы, националисты и космополиты. Но никогда одна сторона не побеждала окончательно. Потому что в одиночку она бы потом не выстояла.

{* *}