Top.Mail.Ru

Колумнистика

Алексей Алексеев

Кто на свете всех правее

03.06.2019

Кто на свете всех правее

03.06.2019

Похоже, израильтяне скоро забудут, что выборы в парламент могут быть и не внеочередными. Кнессет 21-го созыва завершил свою работу, едва успев её начать, и принял решение о самороспуске. Биньямин Нетаньяху, Авигдор Либерман и религиозные партии так увлеклись игрой «Кто на свете всех правее?», что даже обладая большинством, не сумели договориться о создании коалиционного правительства.

17 сентября в стране пройдут очередные внеочередные выборы. До этого Израилю предстоит жить без парламента и без правительства. И пока страшно даже думать о том, сколько времени займёт осенью формирование коалиции и чем завершится эта попытка. Возможно, что снова выборами. Ясно только одно – всё это время во главе останется Биньямин Нетаньяху, чьё могущество в отсутствие других институтов власти будет только возрастать. А тут еще сразу после роспуска Кнессета на политическую сцену вышел его сын, Яир, надеясь оказать отцу поддержку, но оказал явно медвежью услугу.

Яир Нетаньяху в Твиттере издателя газеты «Аарец» Амоса Шокена нашел объяснение поразительной мягкости, проявленной юридическим советником правительства Йехудой Вайнштейном в отношении Либермана во время расследования так называемого «дела НДИ». Напомним, что уголовное дело по обвинению лидера партии «Наш дом – Израиль» в отмывании денег велось 12 лет, и юридический советник Вайнштейн закрыл его после того, как по случайному стечению обстоятельств из дела пропали все свидетели обвинения: один умер, другой покончил с собой, третий перенес инсульт, четвертый уехал в Молдавию, пятая переменила показания.

И как рассказал в Твиттере Яир Нетаньяху, назначение Вайнштейна на пост юридического советника было главным требованием Либермана во время коалиционных переговоров в 2009 году. Фактически сын израильского премьер-министра открыто заявил, что министр Либерман пролоббировал назначение своего человека на важнейший в израильской силовой системе пост, чтобы тот закрыл против него уголовное дело. И начался новый политический скандал.

Вайнштейн, естественно, все обвинения опроверг – в том же Твиттере Шокена. Нетаньяху-старшие дистанцировались от Нетаньяху-младшего, сославшись на то, что их сын в 2009 году еще ходил в школу и не мог знать, что на самом деле происходило. А пресс-служба Либермана предложила послать в штаб-квартиру партии Нетаньяху опытного психиатра.

Однако сын премьер-министра успокоиться уже не мог и продолжал разжигать конфликт, продемонстрировав знание русского языка и написав на нем следующее обращение к потенциальным избирателям, естественно, снова в Твиттере: «Мои братья – выходцы из бывшего Союза! Либерману на вас наплевать! Ваш дом – “Ликуд”!»

Шутки шутками, но по подсчетам министерства финансов, общие затраты на новую предвыборную кампанию с учетом наносимого экономического ущерба от лишнего выходного дня составят 5 млрд шекелей. Для сравнения – годовой бюджет всех органов местной власти Израиля составляет 6 млрд шекелей! Дешевле будет костры на Лаг ба-Омер ассигнациями разжигать.

У меня есть простое предложение, как сберечь эти пять миллиардов. И не нужно всех этих старомодных церемоний с забрасыванием в урны бумажек с буковками. Израиль же – страна хайтека и стартапов! И случившийся скандал продемонстрировал, как хорошо израильские политики научились пользоваться Твиттером. Не иначе как в подражание Трампу. Ну, значит, и предвыборную кампанию они смогут вести в Твиттере. И сами выборы там проводить. А места в Кнессете можно распределять пропорционально числу полученных лайков. Да и коалицию после выборов можно вполне себе в сети формировать. Что нужно Биньямину Нетаньяху? По сути, зафрендить 61-го депутата из 120. И это будет стоить явно дешевле 5 миллиардов шекелей. Так что ошибся сын Нетаньяху. Яир, брат мой, наш дом – не «Ликуд», наш дом – Твиттер!

{* *}