Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Добрый, как осёл

21.02.2020

Добрый, как осёл

21.02.2020

В начале 1990-х годов в Нью-Йорке произошло маленькое чудо: скромная уборщица банка выиграла главный приз в одну из американских лотерей – 294 млн долларов! Имя победительницы, разумеется, оглашено не было, но банковское отделение, в котором она работала, в сообщении было названо, так что папарацци не составило труда вычислить, о ком идет речь.

На следующий день банковский офис то и дело освещали фотовспышки: фотокорреспондентам различных газет, да и просто гражданам очень хотелось запечатлеть для истории, как мультимиллионерша моет полы. Вскоре женщина сообщила начальству, что она хочет оставить работу – вполне логично для человека с её состоянием. Но, видимо, банк решил заработать на столь удачном стечении обстоятельств и упёрся рогом: срок контракта у неё истекал через два года, а в случае самочинного увольнения банк требовал многомиллионную компенсацию.

Она могла легко и заплатить, но тоже упёрлась. В итоге дело дошло до суда, за ходом которого с интересом следили многие американцы. Как раз в это время в США приехал известный израильский раввин и выдающийся знаток Торы Ицхак Зильберштейн, и в интервью с ним журналисты среди прочего поинтересовались, какой бы вердикт вынес в данном случае еврейский суд?
– Ну, это просто, – ответил раввин Зильберштейн. – Сказано в главе «Мишпатим»: «Если человек продал свою дочь в рабство, то она не выйдет на свободу так, как обычно выходят другие рабы. Если она неугодна господину своему, то пусть он предоставит ей возможность выкупить себя». Это значит, что банк не может принуждать женщину соблюдать контракт вопреки ее желанию, но может потребовать компенсацию за его разрыв – то есть как бы дать женщине возможность выкупить себя. Но размер этого выкупа должен быть разумным, то есть не превышать ту сумму, которую банк потеряет, наняв на это место другого человека. Впрочем, я думаю, что эта женщина сама в состоянии нанять кого-то, кто отработает за нее время, оставшееся до конца контракта.

Видимо, судья, ведший это дело, также ознакомился с интервью раввина, поскольку именно такой приговор он и вынес.

Библейская глава «Мишпатим» читается как раз на этой неделе и содержит в себе правовые нормы, которых евреи должны придерживаться в своей повседневной жизни. И эти нормы в результате и легли в основу еврейского права. Более того – за три тысячелетия существования оно было разработано куда детальнее, чем римское.

Главное отличие еврейского права от римского заключается в том, что, отталкиваясь от традиции, а не от жесткого закона, оно повёрнуто к человеку и старается сделать любое судебное решение справедливым и наносящим наименьший ущерб обеим судящимся сторонам. Эта особенность еврейского права была хорошо известна всем народам, жившим бок о бок с евреями. Не случайно, к примеру, поляки и украинцы, жившие в местечках, в случае возникновения тяжбы не только с евреями, но и со своими соплеменниками предпочитали обращаться именно в еврейский суд. Да и в мусульманских странах нередко наблюдалась аналогичная картина. И есть множество рассказов о том, как кадии – судьи шариатского суда – обращались за помощью в разрешении какой-либо юридической головоломки к своему коллеге из раввинского суда.

Да и наш великий писатель Ицхак Башевис-Зингер в книге «В суде моего отца» вспоминает, что ему не раз доводилось следить за тем, как его отец принимает свои судебные решения, и в итоге приходит к выводу, что универсальный суд будущего человечества непременно должен быть основан именно на еврейском праве.

Однако особенность законов, изложенных в главе «Мишпатим» ещё три с половиной тысячи лет назад, – это их невероятная актуальность в день сегодняшний. Да и в любой день – настолько они ясны, логичны, рациональны и востребованы в нашей жизни. К примеру, запрет «не притесняй пришельца, ибо сам ты был пришельцем в земле Египетской» не помешало бы вспомнить всем тем, кто высказывают претензии по поводу того, что вместе с евреями в Израиль приехало и немало их нееврейских родственников.

Но в оставшиеся несколько дней до третьих подряд внеочередных выборов в Израиле я, перечитывая главу «Мишпатим», неожиданно споткнулся о следующие строки: «Если осел врага твоего лежит под ношею своею, разве оставишь его без помощи? Помоги ему непременно – развьючьте осла вместе!»

Сегодня народ Израиля очень напоминает этого самого осла – он устал от бесконечных выборов и политической неопределенности и ждёт, чтобы две основные противоборствующие на выборах политические силы договорились между собой, создали бы правительство национального единства и «развьючили» бы наконец этого «осла» вместе. А то «осел» ведь может и не выдержать.

{* *}