Колумнистика

Петр Люкимсон

Эпидемия в головах

24.04.2020

Эпидемия в головах

24.04.2020

Причиной ожирения автора этих строк является чрезмерная склонность к чревоугодию, нежелание заниматься спортом и неспособность выдержать диету. Причем вы себе даже не представляете, до какой степени эта неспособность может доходить. К примеру, много лет назад меня даже поместили в один совсем уж элитарный санаторий для «тучников».

Не буду называть имена крупных бизнесменов, больших политиков и великих режиссеров, которые мне составляли там компанию – часть из них уже ушла в мир иной, но многие до сих пор на слуху и в России, и в Израиле.

Так вот, днём мы исправно следовали указаниям врачей, а в десять вечера, когда они расходились по домам, доставали заныканную в матрасы наличность, поскольку официально пациентам клиники денег при себе держать было категорически нельзя. И это было еще до начала эпохи банковских карт, так что долларовый миллиардер мог слёзно умолять меня одолжить ему 20 шекелей, клятвенно обещая вернуть.

Скидывались, сколько было, и посылали одного из нас перелезать через забор и бежать в круглосуточно работавший магазин за водкой, хлебом, шпротами и колбасой – всем тем, что нам так категорически было запрещено.

Я это рассказываю не только в порядке самокритики, а просто хочу проиллюстрировать тот факт, что многие наши болезни в самом деле нередко являются прямым следствием нашего поведения и потакания собственным слабостям. И речь не только об ожирении, циррозе печени и венерических болезнях. Вероятно, спектр заболеваний гораздо шире. И невозможно не задуматься об этом сейчас – во время мировой пандемии коронавируса.

Как это ни парадоксально, но именно в библейских отрывках «Тазриа» и «Мецора», которые читают евреи на этой неделе, де-факто вводятся правила карантина. «Человек, на коже тела которого появится опухоль, лишай или пятно, и образуется на их месте язва, должен быть приведён к первосвященнику Аарону-коэну или к одному из его сыновей. И уединит тот человека с таким пятном на семь дней. И осмотрит его первосвященник в седьмой день и, если пятно не изменило вида, уединит его еще на семь дней. И осмотрит его коэн в седьмой день вторично, и если язва потемнела и не распространилась на коже, то пусть омоет человек этот одежды свои и будет чист».

Перед нами, по сути, самое древнее из известных человечеству указаний на необходимость введения двухнедельной изоляции для человека, заболевшего той или иной болезнью непонятного происхождения. Причём указания эти даны с предписанием осмотров и продления при необходимости карантина. Пока же больной не выздоровел, он должен жить как можно дальше от окружающих: «место ему – вне стана», гласит текст Пятикнижия. А при необходимости появиться в обществе «до уст должен он закутать себя и кричать», чтобы предупредить людей, что он – заразен.

В сущности, это предельно точная инструкция, как общество должно вести себя в дни эпидемий, и если бы человечество изначально ей следовало, оно бы не потеряло сотни миллионов жизней в результате различных пандемий. Так что многие рационалисты увидят тут мудрость Пятикнижия, которое содержало в себе вполне объяснимые с точки зрения науки истины ещё несколько тысяч лет назад, когда человечеству до их понимания было ещё расти и расти.

Но основоположник новой ортодоксии раввин Шимшон-Рафаэль Гирш с сарказмом писал о тех, кто хочет уподобить Тору учебнику медицины, а храмовых священников – служащим министерства здравоохранения. Он исходил из того, что духовное и физическое в человеке тесно переплетено, поэтому эти составляющие влияют друг на друга. Подобно тому, как современные и вполне себе конвенциональные врачи сегодня не отрицают, что душевное состояние человека и психологический настрой отражаются на состоянии его физического здоровья. А уж случаи того, что сильный стресс может вызвать у человека сыпь по всему телу, давно описаны в медицине.

Да поймут меня читатели правильно: я вовсе не хочу сказать, что коронавирус послан человечеству в наказание за какие-то грехи, и я не являюсь активным фанатом философии Греты Тунберг, но невозможно исключать, что коронавирус является прямым следствием деятельности человека. Особенно в свете последней информации о тех мерах, которые поначалу принимали – а по сути, не принимали! – китайские власти и Всемирная организация здравоохранения. Как говорил в схожих случаях булгаковский профессор Преображенский: «Разруха не в клозетах, а в головах!»

Нам же лишь остаётся воспринимать всё происходящее как такой странный «подарок судьбы», давший возможность наконец остановиться в этом безумном забеге по жизни и осмыслить ее заново, перечитать любимые книги и открыть для себя новые, подняться все-таки на новый уровень. И выйти из этого карантина так, как выходили из него евреи три тысячи лет назад – в чистых одеждах, с чувством очищения от напасти и готовностью начать жить заново.

Комментарии