Top.Mail.Ru

Запретная плоть

08.05.2020

Вот уже больше года в семье моих близких друзей идет самая настоящая война, начало которой было положено в тот день, когда их дочь объявила, что является веганкой, а не просто вегетарианкой. То есть решила отказаться не только от мяса, но и от любых видов животной пищи и перейти исключительно на растительную.

В этом, в общем, нет ничего плохого, и я сам убежден, что такая система питания гораздо полезнее, чем употребление животных белков. Более того – согласно еврейскому пониманию мироздания, изначально всё живое было призвано питаться растительной пищей, а мясоедение стало одним из тех грехов, который и привел в результате к Всемирному потопу. И уже после потопа, когда условия жизни на планете изменились, людям и животным было дозволено употреблять в пищу плоть других живых существ.

И как тут не вспомнить талмудическую историю о рабби Иегуде а-Наси, который сказал гонимому и искавшему у него убежище телёнку: «Иди на бойню, ибо для этого ты и был создан», и за это был подвергнут страшному наказанию свыше: в течение шести лет он страдал от зубной боли и ещё семь лет от боли из-за камней в почках. А всё потому, что не почувствовал в своей душе жалости к живому существу.

Можно пойти ещё дальше: некоторые еврейские религиозные авторитеты полагают, что в мире будущего всё живое вернётся к своему первозданному существованию, и запрет на употребление мяса станет вновь нормой. И именно на этой идее и основано знаменитое высказывание пророка Иешаягу, что «в конце дней лев мирно уляжется рядом с ягненком». Таким образом, современных веганов можно считать в какой-то степени прогрессистами и предвестниками этого мира будущего.

Но эта столь гуманная цивилизация должна, во-первых, возвестить эпоху мира между людьми, но пока что наоборот: это веганство превратило в поле битвы дом моих друзей. Они ведь, в отличие от передовой дочери, люди не столь прогрессивные, далеко им ещё до хипстеров, да и в силу возраста и больших забот – в первую очередь о воспитании оной дочери – уже мало склонны к жизненным изменениям. Оттого «предки» и не последовали вслед за дщерью и продолжили есть рыбу, колбасу и разные мясные деликатесы, что вызывает ежедневную агрессию их дочери. Она теперь родителей иначе как убийцами и трупоедами не называет.

И она в этом отнюдь не одинока! Дело ведь не в том, какой личный выбор делают вегетарианцы, веганы или сыроеды – это их полное право. А в том, что и в России, и в Израиле, и в западных странах они этим не ограничиваются и прибегают к агрессивной пропаганде своей доктрины. И в этой своей агрессии они мало чем отличаются от адептов любых других тоталитарных сект, пугая всех вокруг своей фанатичной верой в правильность сделанного выбора. И доходя в этом иногда до края, ставя ценность жизни животного наравне, а то и выше ценности жизни человека. Та же Швеция, известная своими высокими экологическими стандартами, борьбой за права животных и активисткой Гретой Тунберг, отказалась, к примеру, вводить карантин, показав тем самым своё реальное отношение к ценности человеческой жизни: ну, умрут от коронавируса пара тысяч стариков, главное – чтобы кошечки были целы.

Ответ на вопрос, что важнее – жизнь человека или животного, затрагивается, в частности, в библейской главе «Эмор», которую читают на этой неделе правоверные иудеи. «И если кто намеренно убьет человека, то должен быть умерщвлен. А тот, кто убьет животное, должен заплатить компенсацию за это: животное за животное», – гласит библейский текст. Таким замысловатым образом человеческая жизнь с точки зрения иудаизма утверждается как высшая ценность, потерю которой компенсировать никак невозможно, в отличие от животного, которое можно компенсировать. Вопрос о том, корректно ли в таком случае за одну погубленную высшую ценность забирать другую, тут нам придётся вывести за скобки – мы сейчас о животных.

Впрочем, всё вышесказанное отнюдь не означает, что тем самым беспричинное убийство животных или причинение им страданий объявляется чем-то легитимным. Напротив, многие библейские законы призывают к гуманному обращению с животными и запрещают любые издевательства над ними, как, к примеру, отрезание частей тела ещё живой скотины. И всё же, словно упреждая нынешние повороты истории, в Пятикнижии нас предостерегают от любых попыток приравнять ценности жизни человека и животного.

Потому что у такого приравнивания неминуемо есть и вторая сторона: с математической точностью за этим рано или поздно последует уничтожение людей. Придя к такой уравниловке, нацисты не чувствовали никаких угрызений совести, убивая евреев миллионами, хотя при этом многие убийцы оставались добропорядочными вегетарианцами. И сегодня, накануне 9 мая, не лишне ещё раз вспомнить, какими жертвами в итоге для человечества оборачиваются подобные уравниловки.

{* *}