Колумнистика

Петр Люкимсон

Иудея фикс

03.07.2020

Иудея фикс

03.07.2020

Почему в Израиле не случился большой праздник и кому принадлежит Иудея, объясняет наш колумнист.

Минувшая среда, 1 июля, должна была стать одной из самых знаменательных дат в еврейской истории. В этот день планировалось объявить о распространении суверенитета Израиля на исконные еврейские земли – Иорданскую долину, а также части Иудеи и Самарии. Но, увы, этого исторического события не случилось – как из-за внутренних политических дрязг в Израиле, которые не стихают, несмотря на сформированное наконец-то правительство, так и из-за оглядки на другие страны.

С гневными отповедями в адрес Израиля выступили многие европейские политики, стращая еврейское государство экономическими санкциями. Не говоря уже о лидерах Ирана и Турции, которые зашлись в истерике. А из Палестины и казавшейся союзнической Иордании так вообще раздались откровенные военные угрозы. Мировые политики по-прежнему ничтоже сумняшеся утверждают, что у иудеев нет прав на Иудею.

Точно так же в 1947 году большинство стран возражали против обретения евреями собственной государственности, и без поддержки США соответствующая резолюция ООН не была бы принята. А в 1948 году, накануне провозглашения независимости Израиля, идея возрождения еврейского государства снова встретила самое яростное сопротивление, но результат снова оказался в пользу евреев – на этот раз благодаря поддержке СССР.

И сейчас, когда на сотни еврейских поселений в Иудее и Самарии должен быть распространён суверенитет Израиля, нам снова пытаются помешать. Но, уверен, противников еврейской государственности опять ждёт полный крах. Пока что провозглашение суверенитета отложили, однако убеждён, что ненадолго.

И эти события перекликаются с библейской главой «Хукат», которую наряду с отрывком «Балак» будут читать в синагогах в ближайшую субботу. В ней, помимо трагического рассказа о смерти Мирьям и Аарона – сестры и брата пророка Моисея, повествуется и о первых попытках евреев войти в Землю Обетованную после Исхода из Египта и сорокалетних скитаний по пустыне. Вначале Моисей приводит евреев к границам Эдома – ведь эдомитяне являются потомками Эйсава, то есть, как сказали бы сегодня, братским для евреев народом. Моисей хочет всего лишь провести евреев через это царство и отправляет послов к царю Эдома в Кадеш.

«Ты знаешь о всей той тягости, которая пала на нас. Сошли наши отцы в Египет, и пребывали мы там многие дни, и творили нам зло египтяне. И возопили мы к Г-споду, и услышал Он голос наш, и вывел нас из Египта. Позволь же нам пройти по твоей земле! Не пойдём мы по полю твоему и по винограднику и пить не будем воду колодезную. А столбовой дорогой пойдем – не уклоняясь ни вправо, ни влево, – пока не пройдем твой предел», – сохранил библейский текст слова той дипломатической ноты. Но ответ был совсем не дипломатичный: «“Не пройдешь через меня”, – сказал царь Эдома и вышел навстречу с народом многочисленным и с рукою крепкою и не дал пройти через свой предел. И отстранился Израиль от него». Как видим, евреи выступают в качестве мирных просителей, но в ответ получают меч – так это было и с мечтой о собственном государстве 100 лет назад.

Когда подошли к границам Эморейского царства, ситуация поначалу повторилась: Моисей снова направляет послов – на этот раз к царю эмореев Сихону с предложением мира и дружбы – и снова получает отказ: «И собрал Сихон весь свой народ, и выступил навстречу народу Израиля в пустыню». Но на этот раз евреи приняли вызов, и это закончилось для эмореев крайне плачевно: «И поразил его Израиль острием меча, и овладел его землей – от Арнона до Йабока. И взял Израиль все эти города», – гласит текст Пятикнижия.

В свое время первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Не важно, что скажет мир – важно, что сделают евреи». Глупо ждать, что мир признает наши права на нашу землю, да и само наше право на существование, и потому смешно сейчас обращаться к нему с какими-либо просьбами. Еще смешнее – давить на жалость и говорить о нашей многострадальности, поскольку наши слезы никого не тронут, зато будут выглядеть как очередное унижение. Важно действительно только одно – то, что мы делаем. Так было в древности – во времена царей и пророков. Так это остается и в наши дни.

Комментарии