Колумнистика

Петр Люкимсон

Одолжи – и спи спокойно

14.08.2020

Одолжи – и спи спокойно

14.08.2020

Сидели недавно с приятелем в ресторанчике, обсуждали новый проект, запивая разговор коньячком, и всё было вроде совершенно замечательно, но меня не отпускало чувство, что его что-то мучает и тяготит, да вот заговорить об этом он никак не решится. Но, как известно, коньяк и не таким язык развязывал.

И вскоре приятель раскололся:
– Понимаешь, лет десять назад господин N – он назвал имя нашего общего знакомого – попросил у меня взаймы денег на два месяца. Сумму вроде не очень крупную, от потери которой я по миру не пойду, но в то же время достаточно значимую. Денег этих он не отдал ни через два месяца, ни через два года. А затем кто-то из наших религиозных друзей рассказал ему, что за это время прошел «седьмой год», и он заявил мне, что по еврейскому закону больше мне вообще ничего не должен.
– А ты что?
– Я простил ему этот долг и больше никогда ему тот случай не поминал. Мы даже остались в нормальных отношениях.
– Так что же тебя так беспокоит?
– Понимаешь, он недавно позвонил и снова попросил в долг. Говорит, потерял работу из-за коронавируса и остался совсем без денег. Жалко мне его, да и деньги, как ты знаешь, у меня есть. Но, с другой стороны, с какой стати я должен ему одалживать, заранее зная, что он не вернет?!

Мне пришлось еще выпить, чтобы подумать над ответом.
– Он, конечно, поступил по-свински, когда не вернул тебе долг, – сказал я наконец. – Но всё дело в том, что по тем же еврейским законам ты снова обязан ему дать в долг, даже если знаешь, что он не вернёт и снова придётся прощать.
– Эту казуистику ваши раввины придумали?! – возмутился приятель.

А я в ответ лишь процитировал строки из библейского отрывка «Реэ», который будут читать в синагогах в эту субботу: «Если же будет у тебя нищий из собратьев твоих во вратах твоих в стране твоей, которую Б-г Всесильный твой даёт тебе, то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки своей перед братом нищим твоим. Но раскрывай ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его. И особо остерегайся, чтобы не возникло в сердце твоем злого умысла: мол, приближается седьмой год отпущения, и не одолжу я ему – ибо такое поведение зло для бедствующего брата твоего. Воззовет он к Б-гу – и будет грех на тебе».

Стоит заметить, что на этих заповедях о благотворительности и взаимопомощи строилась жизнь еврейских общин на протяжении трёх минувших тысячелетий. Конечно, всегда находились богачи, которые пытались увильнуть от помощи нуждающимся, за что им крепко доставалось – сначала от таких пророков, как Амос и Иешаягу, а затем от «писца» Эзры и еврейских мудрецов эпохи Талмуда, но всё же таковые составляли мизерное исключение.

Сегодня, когда эпидемия коронавируса привела к повсеместному экономическому кризису, а множество людей потеряли источник заработка и остались без средств к существованию, связанные с благотворительностью заповеди приобрели особую актуальность. Но в высшей степени примечательно, что данное повеление, положенное в основу всего еврейского подхода к благотворительности, увязывается вместе с другими строками этой главы Пятикнижия, которые приобрели особо широкую известность: «Смотри: Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение – если будете внимать Б-гу вашему Всесильному, а проклятие – если свернёте с указанного вам сегодня пути».

У каждого человека есть разные дороги, ну а в какую сторону потянет человека – благословения или проклятия – это уже, как говорится, дело его личного выбора. Можно сказать, что предложенный в Священном тексте выбор очень похож на речи моего диетолога, который в последнее время меня окончательно достал: откажись, говорит, от мучного, сладкого и жирного – и всё у тебя будет в порядке. А продолжишь есть, как прежде – и ждет тебя склероз сосудов, диабет и прочие кары.

И я стараюсь – держу диету. Но вот заскочишь попить кофе в ресторанчик, а официант, сволочь, тебе сообщает: «У нас сегодня чудные бараньи ребрышки!» И снова у тебя полная свобода выбора.

Комментарии