Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Пиар времён завета

25.06.2021

Пиар времён завета

25.06.2021

Как террористы поджигают Израиль извне, а кто разрывает еврейский народ изнутри, разбирался наш исторический корреспондент.

В последние недели на юге Израиля бушуют пожары, вызванные запуском «огненных шаров» с территории сектора Газа. Взмывает такой красивый воздушный шарик с бутылкой бензина ввысь, падает на территории Израиля в сухую траву – и вот уже пламя побежало к посаженным с таким трудом рощам, полям и садам, с которых еще не успели собрать урожай. А в худшем случае – и к домам!

Одновременно по многим странам прокатилась новая волна пропалестинских демонстраций с нелепыми обвинениями в адрес Израиля и евреев. Цель этих демонстраций понятна: поскольку победить Израиль на поле боя у его врагов не получается, то они пытаются разжечь огонь ненависти к евреям и еврейскому государству во всем мире, всячески ослабить его на международной арене, поставить фактически вне закона в надежде на то, что в таком ослабленном состоянии его легче будет уничтожить.

Причем среди сторонников подобных антиизраильских вакханалий можно заметить и ряд европейских и американских интеллектуалов – «властителей дум и чувств» миллионов людей. Более того – некоторые из этих «властителей» являются идеологами и вдохновителями этих акций.

К чему это я? Да все к тому же: «нет ничего нового под Солнцем», как сказал царь Соломон. Чтобы понять это, достаточно открыть библейскую главу «Балак», которую читают на этой неделе.

Напомним, что главная сюжетная линия посвящена политтехнологиям. Узнав о грандиозной победе евреев над эмореями, моавитянский царь Балак осознал, что ему самому надо немедленно вступать в войну с народом Израиля – иначе каюк! Но для начала надо ослабить боевой дух противника и только потом начать войну на уничтожение.

Времена тогда были другие – газет и интернета еще не было. И моавитянский царь решил действовать в духе своей эпохи: найти пророка, чью мудрость и слова никто не ставит под сомнение – тогдашнего властителя дум, – чтобы он проклял народ Израиля, а весть о том повергла бы евреев в уныние и таким образом привела бы их к краху на поле битвы. Ибо какое сражение без веры в победу?

Пророк такой нашелся на берегах Евфрата – в далекой Халдее. Звали его Билам. К нему и обратился с нижайшей просьбой царь: «Вот этот народ вышел из Египта и покрыл лицо земли. Прошу, приди и прокляни этот народ, потому что он сильнее меня, и, быть может, тогда я смогу его разбить».

Устное предание гласит, что Билам был отнюдь не глуп. Скорее, наоборот – он был одним из умнейших людей своего времени. И очень тонко чувствовал, куда дует ветер эпохи. Иначе как заработаешь славу мудрейшего прогнозиста? И он прекрасно видел, с какой мощью, чудесами и природными явлениями вышел народ Израиля из рабства, разрушив мимоходом Египетское царство – крупнейшую сверхдержаву того времени, а затем разгромил всех своих противников – от амаликитян до эмореев. И с высоты осознания, что евреев ведёт та движущая сила истории, против которой никакие проклятья не сработают, он понимал, что все надежды царя тщетны, и какую бы награду Балак ему ни предлагал, Билам поначалу наотрез отказывался принимать участие в данной пиар-кампании.

Но у Билама с Балаком, безусловно, была одна общая страсть: оба они фанатично, слепо ненавидели евреев; страдали тем самым зоологическим антисемитизмом, который не имеет рационального объяснения. И потому, невзирая на бесплодность усилий, Билам в конце концов ввязывается в эту историю. Хотя тут и ослица его возопила, мол, «ступай домой!», войдя тем самым в мировую историю. Но он всё шёл проклинать. И лично для меня это главный урок нынешнего библейского отрывка: ненависть антисемитов обычно настолько безумна, что её даже нельзя назвать животной – в этой ненависти даже самые умные из них нередко опускаются ниже любого скотства и теряют всяческие остатки разума, и история человеческой цивилизации знает немало тому примеров.

И последующие события это только подтверждают. Билам вроде бы все делает «по всем правилам» пиар-науки того времени, но собираясь каждый раз проклясть еврейский народ, на самом деле его благословляет: «Как я призову гнев Того, Кто не гневается? Ибо вижу я этот народ с вершины скал и смотрю на него с холмов: вот народ, что будет обитать обособленно и не числится между народами. Кто исчислит песок Яакова? Кто пересчитает потомков Израиля?»

Казалось бы, можно поставить точку. Но нет – царь Балак не успокаивается и пытается убедить сам себя и заодно пророка Билама, что просто место для проклятья выбрано неправильно – мол, не в той газете напечатали.

Абсурд? Безусловно, абсурд! Но повторим, антисемитизм никогда не считается с доводами разума – он их игнорирует! И ещё дважды Билам меняет место и пытается проклясть Израиль, но с тем же результатом, каждый раз его благословляя: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!» И предрекая для царя весьма печальное будущее: «Вот речь Билама – мужа прозорливого. Речь того, кто слышит Небеса и ведает их намерения. Речь того, кто сам пал, но глаза его открыты. Пойдем, я расскажу тебе, что сделает этот народ. Взошла звезда Яакова, вознёсся жезл Израиля. Сокрушит он пределы Моава, разгромит всех сынов Шета. Эдом станет добычей, Сеир станет добычей. Амалек – первый из народов, но и его конец – погибель. А Израиль возьмёт верх. Кто из вас останется в живых, когда Б-г совершит всё это?»

Но на прощанье горе-политтехнолог даёт всё же царю дельный совет: удар по евреям надо наносить изнутри, оттолкнув их от присущих им высоких моральных принципов, столкнув в бездну язычества, распущенности и моральной деградации. И ведь это и в самом деле срабатывает! Попав в общество моавитян, евреи вскоре скатываются до участия в их языческих игрищах, и кто знает, чем бы все это закончилось, если бы не яростный, кажущийся безумным и противозаконным поступок Пинхаса, внука Аарона?!

И это тоже становится уроком на все грядущие времена: нет для нашего народа ничего опаснее нравственного разложения, отступления от тех моральных норм, которые мы должны нести всему остальному человечеству. Как только мы опускаемся до уровня языческих оргий, мы перестаем быть Израилем, то есть соответствовать своей исторической миссии, и в это время наши враги и в самом деле могут взять нас голыми руками.

Увы, иногда мне кажется, что мы все вдруг оказались в замечательной сказке Лии Борисовны Гераскиной «В стране невыученных уроков». Может, наконец стоит сесть и выучить?

{* *}