Колумнистика

Меир Антопольский

Банный день календаря

15.09.2021

Банный день календаря

15.09.2021

Отпраздновали мы десять дней назад Рош а-Шана, помолились и покаялись и начали новый год, а отчасти – и новую жизнь. И возникает закономерный вопрос: а в чём тогда смысл праздника Йом Кипур, начинающегося сегодня вечером? Неужто дело в том, что покаяний мало?

Ведь так хочется уже захлопнуть дверь за старым годом и вступить в новый с чистого листа. Но наш календарь думает иначе. Большинство убеждено, что еврейский календарь – лунный. Но это не совсем так. Как известно, время обращения Луны вокруг Земли – чуть больше 29 дней, а Земли вокруг Солнца – примерно 365 дней. Следовательно, лунный месяц и солнечный год – это вполне себе конкретные астрономические реалии. Но вот год в чисто лунном календаре, как у мусульман, и месяц в солнечном, как в общегражданском, – это придуманные людьми фикции.

А еврейский календарь – он одновременно и лунный, и солнечный. Год вроде как подгоняют под солнечный с помощью добавляемого раз в несколько лет дополнительного тринадцатого месяца, но вот праздники определяются по луне. И тут совершенно неожиданным образом выясняется, что праздник Йом Кипур связан как раз солнечным годом и знаменует его окончание.

Ещё в XIII веке выдающийся талмудист и мыслитель Менахем Меири отметил тот факт, что двенадцать лунных месяцев составляют в сумме 354 дня, а если прибавить к ним 10 дней, проходящих от Рош а-Шана до Йом Кипура, то получается почти полный солнечный год.

И небольшая календарная неточность тут роли не играет – талмудисты склонны к округлению чисел, да и многие древние календари рассчитывали солнечный год как 364 дня. Главное тут в символизме – мы вроде как встретили новый год, но старый ещё не закрыли. И эти десять дней, дополняющие лунный год до солнечного, вершиной и завершением которых стал Йом Кипур, психологически относятся одновременно и к тому году, и к этому.

Да и система воскурений в Иерусалимском Храме несёт в себе этот «солнечный отпечаток»: на весь год готовили 364 одинаковые порции – все дни солнечного года были равны с точки зрения воскурений, не было тут ни суббот, ни праздников. И только Йом Кипур выделялся – на него готовили тройную порцию.

Да и в названии праздника отображена эта идея. Просто в русском языке он закрепился под не особо удачным названием «День искупления», а в самом корне этого русского слова заложено понятие «купли», и таким образом складывается ощущение, будто в этот день мы откупаемся от своих грехов. Но ничего подобного и близко нет в библейском глаголе «лехапер», который связан с аккадским словом «куппуру», означающим очищение. Причем не только в духовном, но и в самом что ни на есть приземленном смысле мытья и уборки.

Можно еще вспомнить, сколько раз в этот день первосвященник Иерусалимского Храма окунался в водах миквы – да почти перед каждым действом! А из дошедших до нас описаний храмовой службы в этот день складывается ощущение, что первосвященник только и делал, что окунался и заново одевался! Недаром великий еврейский мудрец рабби Акива, сам являвшийся очевидцем храмовой службы, уподоблял этот день омовению в микве всего мира.

Ну а раз так, то вполне логично, что очищение это обращено назад – к прошедшему году. Как в бане нуждается грязный человек, а не чистый, так и в духовном плане Йом Кипур призван очистить нас от всего скопившегося дурного в минувший год, и потому именно он завершает солнечный год, если отсчитывать его от предыдущего праздника Рош а-Шана.

И это понимание даёт нам, к слову, ответы на две старые библейские загадки. Согласно тексту Писания, после освящения только что отстроенного Иерусалимского Храма царь Соломон пировал вместе со всем народом семь дней, а потом – ещё семь дней праздновали Суккот. Значит, евреи в том году не отмечали Йом Кипур, не каялись и не постились, не приносили жертв и не отпускали козла на смерть в пустыню – вообще ничего!

История эта повторилась один в один и при освящении Второго Храма вернувшимися из Вавилонского плена во главе с Эзрой изгнанниками. Куда же они дели Йом Кипур? Забыли? Отменили?

Наш выдающийся современник раввин Йоэль Бин-Нун дал удивительное объяснение этому факту: новый, только что построенный Храм и жертвенник не нуждаются в очищении. В этом случае Йом Кипур просто неуместен! Как пишет Бин-Нун, «невозможно совершать очищение, когда нечего очищать». Иными словами: чистое не моют.

Но пока у нас нет свежеотстроенного Храма и жертвенника, Йом Кипур – это День очищения и для нас самих, и для всего народа, и для целого мира. Очищения через взаимное прощение и примирение, которое нам столь необходимо, чтобы закрыть непростой ушедший год и начать новый, который будет, с Божьей помощью, много лучше.

Комментарии