Колумнистика

Петр Люкимсон

Без воды виноватые

05.11.2021

Без воды виноватые

05.11.2021

Как палестинцы разбудили президента США Джо Байдена и долго ли они ещё будут делить еврейскую воду, разбирался наш корреспондент.

Внимание всего мира в эти дни было приковано к проходящей в Глазго конференции ООН по климатическим изменениям. На трибуну один за другим поднимались лидеры крупнейших стран, говорили о глобальном потеплении. Рассказывали, как плохо вырубать леса и загрязнять воду, не говоря уж об использовании углеводородного топлива. В общем, те самые банальности, которые мы уже не раз слышали. Поэтому лично меня не удивило, что во время одной из таких речей президент США Джо Байден задремал от скуки – думаю, он был такой далеко не один в зале.

Проснулись все, когда на трибуну взошёл премьер-министр Палестинской автономии Мухаммед Штайе и заявил, что главными загрязнителями окружающей среды на территории этой самой автономии являются, понятное дело, евреи. Это они вырубают деревья. Это они расхищают природные богатства. Это они отравляют ядовитыми стоками подземные источники и колодцы. А никак не живущие там палестинцы.

Поскольку я уже много лет в качестве журналиста слежу за экологической ситуацией в Израиле и на Ближнем Востоке в целом, то я доподлинно знаю, что речь идет об очередном кровавом навете. Экологическая ситуация в Иудее и Самарии действительно оставляет желать много лучшего, вот только отнюдь не из-за евреев. Основное загрязнение воздуха в этих краях связано с тем, что палестинцы сбрасывают мусор куда попало, а когда из него образуется новая мусорная гора, попросту поджигают его – вместо того чтобы создать хоть минимально приемлемые мусорные полигоны, не говоря уж о строительстве мусороперерабатывающих заводов.

А основной причиной загрязнения водных источников является ужасающее состояние наряду с полным отсутствием системы, очищающей канализационные и сточные воды. Так как водные источники с палестинцами у нас общие, то Израиль уже не раз выделял миллиарды шекелей на очищение и обустройство системы, но эти деньги всякий раз бесследно исчезали в недрах автономии.

Впрочем, «нет ничего нового под солнцем», как сказал царь Соломон. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в библейскую главу «Толдот», которую читают на этой неделе в синагогах. Там речь идет как раз о том, как наш праотец Ицхак откапывал колодцы, а местные жители-хананейцы начинали склоки из-за них, вместо того чтобы совместно пользоваться драгоценной водой. «Рабы Ицхака рыли в долине и нашли там колодец живой воды. А пастухи Герара заспорили с Ицхаком, говоря: “Это наша вода!” Потому нарекли тот колодец “Эсек” – “Спор”. Потом вырыл Ицхак другой колодец, и спорили из-за него. Поэтому назвали его “Ситна” – “Ненависть”. И двинулся Ицхак оттуда и вырыл другой колодец, за который уже не спорили, и назвал его “Реховот” – “Простор”. И сказал: “Ибо теперь Б-г дал мне простор, и мы расплодимся в этой земле”».

Седьмой Любавичский ребе говорил, что названия колодцев, безусловно, не случайны – они символизируют вечные взаимоотношения евреев с антисемитами. Начинается все обычно с того, что антисемиты пытаются присвоить себе достижения евреев – и духовные, и материальные. Так действовали они и в Древней Иудее, и в средневековой Польше, и в фашистской Германии – да и где угодно, – сопровождая это сумасбродными утверждениями, что это евреи все ограбили. И за этим криком – «Это наша вода!» – следует, как правило, ожесточенный спор, переходящий мгновенно в ненависть к евреям – ко всем вместе взятым –слепую, иррациональную, часто заставляющую антисемитов возвращаться в первобытное, если даже не животное состояние.

В результате евреи, подобно своему праотцу Ицхаку, вынуждены искать новое место, уходить на простор, как на новый, более высокий уровень духовного развития и материального благополучия. И заканчивается это всегда так же, как и в этом библейском отрывке: изгнав евреев, антисемиты собираются процветать, но очень быстро впадают в упадок. И приходят мириться к тем, от кого, как оказалось, зависит всеобщее благополучие. «Авимелех же направился к Ицхаку из Герара вместе со своим приближенным Фихолем. Сказал им Ицхак: “Для чего вы пришли ко мне? Вы же ненавидите меня и прогнали прочь”. И ответили они: “Мы убедились наглядно, что Б-г пребывает с тобой. Давай заключим с тобой союз, чтобы ты не причинил нам вреда, как если бы мы не трогали тебя и не делали тебе ничего, кроме добра?”».

Знакомая ситуация, не правда ли? Сколько раз после резни и погромов мы уже слышали подобное – дескать, давайте забудем прошлое и откроем новую страницу в отношениях наших народов. И обычно каждый раз мы вновь и вновь прощали, стараясь сами забыть то, что стереть из памяти невозможно.

Любопытно, что тот же Мухаммед Штайе на переговорах с Израилем поёт совсем другие песни, чем та, что он исполнил в Глазго – говорит, что несмотря на все разногласия, евреям и арабам следует сотрудничать, и просит Израиль подбросить ещё пару миллиардов на ту же защиту окружающей среды.

И хотя современные палестинские арабы генетически не имеют никакого отношения к древним филистимлянам, потомками которых они пытаются себя представить, но вот по степени ненависти к евреям они, безусловно, являются их духовными наследниками. И потому война, которую вели наши праотцы, продолжается. А истинными хозяевами любой земли являются те, кто роют на ней колодцы.

Комментарии