Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Долгая дорога в джунглях

14.01.2022

Долгая дорога в джунглях

14.01.2022

В минувший четверг вечером 10 000 евреев пришли к снесенному, но восставшему из пепла самарийскому поселению Хомеш. Позади и у демонстрантов, и у всех израильтян была тяжелая неделя. Неделя бедуинских волнений в Негеве, в ходе которых едва не был пущен под откос поезд с сотнями пассажиров!

Неделя, в течение которой было совершено несколько терактов. Неделя, в которую мы по нелепой случайности потеряли двух прекрасных парней, погибших от «дружеского» огня своего товарища.

Уже когда приближался вечер, поступило сообщение, что полиция перекрыла все дороги к поселению Хомеш. Многие, как и автор этих строк, смалодушничали, смирились с этим перекрытием и остались дома – и именно на это и рассчитывала полиция! Но она не учла одного – всей степени любви к Земле Израиля этих евреев. Когда стало ясно, что все подъезды к Хомешу перекрыты, тысячи людей двинулись к нему пешком.

На машине дорога от Шавей-Шомрон до Хомеша занимает минут пять-десять. Но пешком, да ещё и в обход, окружной дорогой, по камням, самому молодому и тренированному – часа полтора ходу. Но шли не только крепкие молодые парни – шли женщины и убеленные сединами старцы. Трудно передать, какая гордость переполнила моё сердце, когда находившаяся среди этих людей младшая дочь стала транслировать это шествие, а затем и демонстрацию у Хомеша в прямом эфире.

И как мне было не вспомнить в эти минуты начальные строки библейского отрывка «Бешалах», который будут читать в синагогах в эту субботу: «Когда отпустил фараон народ, Бог не повел их через землю филистимлян, хотя этот путь ближе, поскольку там им предстоит война, и узрев её, не вернулись бы они в Египет. А повёл их Бог окружной дорогой через пустыню Тростникового моря».

Ничего не поделаешь: так изначально складывается наша история, что приходится идти к цели «окружной дорогой». Особенно чтобы предъявить свои права на обещанную нам Богом землю и обрести ее.

Эта история повторяется вновь и вновь на протяжении тысячелетий. И перечитывая этот отрывок, я вновь и вновь вижу воочию: вот они идут – сотни тысяч евреев: полные сил и задора юноши и девушки, почтенные матери и отцы семейств, дети и старцы. И сам этот поход, безусловно, сплачивает их, превращая в единый народ, объединенный общей целью, который еще не раз будет поражать мир своим упрямством и нежеланием склонить голову ни перед одной властью. И который поразит своей жестоковыйностью даже Бога. Однако шёл Он перед ними «днём в облачном столбе, чтобы указывать им дорогу, и ночью в огненном столбе, чтобы светить им», как идёт он и поныне.

И вот подходят они к берегу моря, а за спинами уже маячит египетская армия. Но движимые верой, они вступают в морские воды. Вот за это единство, за этот невероятный порыв души и вершится для них чудо, которое считается во всех трёх монотеистических религиях величайшим в истории человечества, перед которым меркнут все остальные – чудо рассечения Красного моря. И тогда евреи, согласно тексту Пятикнижия, запели «песню Б-гу». Песню, которую вслед за Моисеем пел весь народ – мужчины и женщины, старые и молодые.

Демонстрация в Хомеше, кстати, тоже завершилась пением гимнов. Причём двух сразу: религиозного «Ани маамин» и вполне светского гимна Израиля «Атиква». И мне легко представить тот душевный подъем и то чувство единения, которое испытывали демонстранты в те минуты.

***

Недавно я наткнулся на неизвестное ранее письмо Альберта Эйнштейна своему другу бизнесмену Фрэду Бару, сделавшему летом 1939 года огромное пожертвование в пользу евреев-беженцев из стран Европы. «В эти дни, – писал великий учёный, – проходит испытание наша готовность помочь один другому. Нет у нас никаких иных орудий самообороны, кроме нашей солидарности и понимания того, что выпавшие на нашу долю страдания имеют высший и святой смысл. Дай Бог, чтобы мы выдержали это испытание так же, как выдерживали его наши отцы, деды и прадеды».

Дай Бог, повторяю я вслед за одним из величайших гениев человечества. Потому что наш Исход из Египта, похоже, всё еще продолжается. Как и продолжается битва за наше право на Землю Израиля. И главным нашим оружием в этой борьбе остается только наше единство.

{* *}